СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тенденции развития современного баскетбола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тенденции развития современного баскетбола

Уровень развития современного баскетбола чрезвычайно высок, накал соперничества на международной спортивной арене постоянно возрастает. Это требует от специалистов использования в учебном процессе наиболее совершенных форм, методов и средств тренировки. Необходимо разрабатывать новые теоретические положения тактики и стратегии игры, учитывать закономерности и принципы ведения спортивной борьбы в баскетболе в ходе оптимизации учебно-тренировочного процесса. Тенденции развития современного баскетбола показывают, что тактика стала определяющим видом подготовки спортсмена. Она в значительной мере влияет на содержание работы по общей и специальной физической подготовке, повышению технического мастерства. Тактика конкретизирует обязанности баскетболистов в команде при различных игровых ситуациях, влияет на выбор стиля игры, повышает значение теоретической и психологической подготовки игроков. Эти бесспорные факты заставляют тренеров искать новые, нетрадиционные средства и методы тактической подготовки. От того, насколько удачно здесь соединится теория с практикой, зависят разработки моделей игры, перспективы ведения спортивной борьбы: как наши команды будут играть через год, четыре, восемь лет. Резервы в этой области у нас большие. И если избранная командой тактика ведения игры совпадет с уровнем исполнительского мастерства и функциональными возможностями игроков, команда будет готова значительно улучшить соревновательные результаты. Характерное для баскетбола разнообразие тактических средств заставляет нас изыскивать необходимое время для их изучения и совершенствования. И первое, что следует сделать, — это пересмотреть установившиеся принципы планирования тактической подготовки по этапам, периодам, годовым и многолетним циклам. По окончании соревновательного периода работа по тактической подготовке должна продолжаться. К концу спортивного сезона тренеру надо разработать модель будущей игры команды, определить ее основную структуру в нападении и защите, принципы взаимодействия, основные функции баскетболистов. Созданное таким образом своеобразное методическое пособие по тактике игроки должны изучить в переходный период. В начале подготовительного цикла полезно проверить знания игроков по теоретическому разделу тактики, чтобы в дальнейшем направленность функциональной и технической подготовки соответствовала общему тактическому плану. На этапе специальной подготовки следует изучать и совершенствовать все формы, методы и средства ведения игры. В предсоревновательный период необходимо сосредоточить внимание не на изучении нового материала, а решать вопросы функциональной и психологической готовности игроков, повышения их исполнительского мастерства, устойчивости и надежности применения тактических действий. Чтобы работать эффективно, тренеры должны знать о состоянии, тенденциях развития тактики игры, о наиболее прогрессивных методах тактической подготовки баскетболистов. Анализ атакующих действий женских баскетбольных команд высшей лиги говорит о неравноценном соотношении различных видов нападения: наибольший удельный вес имеет позиционное нападение, которым команды пользовались в 62 процентах случаев от общего числа атак при 47,4 процента результативности. Нападение быстрым прорывом команды выполняли лишь в 13,4 процента случаев при 64 процентах эффективности. В 7,4 процента случаев команды продолжали атаковать добиванием мяча, отскочившего от кольца или щита, добиваясь 64,6 процента эффективности. У мужских команд позиционное нападение преобладает над инылди способами атак еще более разительно. Коллективы высшей лиги пользовались им в 56,6 процента случаев от общего числа атак при 50 процентах эффективности, тогда как нападение быстрым прорывом они выполняли лишь в 10,6 процента случаев при 69 процентах эффективности. При этом общая эффективность нападения у женских команд составила 42,8 процента, у мужских — 45,6 процента. Приведенные цифры наглядно иллюстрируют пристрастие наших тренеров и игроков к позиционным формам нападения. К этому следует добавить, что соотношение количества позиционных атак к числу быстрых прорывов выглядит у женских команд как 5:1, у мужских — 6:1. Причем именно в позиционном нападении игроки допускают более 90 процентов всех ошибок.

Баскетболист рижской команды ВЭФ и сборной СССР Валдис Ваптерс

Проведенные наблюдения позволили установить, что при позиционном нападении игроки используют восемь способов для взятия корзины. При первом из них бросок выполняется игроками после овладения мячом без применения каких-либо индивидуальных и групповых тактических действий, при втором — после применения определенных чисто индивидуальных действия (обводок, поворотов, отвлекающих маневров и т. д.). Третий способ характеризуется выполнением броска после взаимодействий с центровым игроком, при четвертом — бросок производится после типичных взаимодействий с участием двух-трех игроков («двойка», «тройка»), при пятом — после применения заслона. Шестой способ — выполнение броска после создания численного преимущества (применяется в основном против зонной защиты), седьмой — после взаимодействий группы игроков, использовавших различные сочетания перечисленных средств и, наконец, восьмой — после применения групповых и общекомандных перемещений типа малой и большой «восьмерки» по кругу, скрестных и встречных перемещений и т. п. Анализируя способы позиционного нападения женских и мужских команд высшей лиги в сезоне 1982—83 г., мы установили, что их удельный вес явно не одинаков. Охотнее всего наши лучшие клубы атакуют первым и вторым способами — соответственно 30 и 25 процентов у женщин и 39,8 и 25,1 процента у мужчин. А ведь эти способы атаки наименее эффективны (соответственно 33,8 и 50.9 процента у женщин и 39,8 и 51.3 процента у мужчин). В то же время атаки, завершаемые броском после выполнения типичных взаимодействий с участием двух-трех игроков и проводимые с использованием сочетания различных способов, эффективность которых значительно выше (соответственно 58,7 и 59,1 процента у женщин и 58.3 и 70,7 процента у мужчин), имеют, к сожалению, низкий удельный вес. У женских команд он составляет соответственно 12,4 и 3.3 процента, а у мужских — 9,7 и 3.9 процента. Что же касается способа атаки, при котором взаимодействует вся команда, то у женщин его применение вообще не зафиксировано, а у мужчин составляет 0,3 процента от общего числа атак. Необходимо отметить, что эффективность этого способа почти стопроцентна. Очевидно, что применение способов атаки в нашем баскетболе не сбалансировано. Налицо явный крен в сторону индивидуальных действий, пренебрежение комбинационностью. Видимо, существующая методика тактической подготовки уже не отвечает требованиям большого спорта, поскольку не обеспечивает равномерного использования в процессе игры всех способов атаки, логических переходов от одних систем и способов к другим. А ведь атака может быть успешной лишь в том случае, если она соответствует возникшей игровой ситуации. В современном баскетболе постоянно возрастает значение нападения быстрым прорывом. Повышение общей эффективности игры требует воспитания у баскетболистов постоянного стремления активно атаковать. Тренерам и игрокам следует помнить, что быстрый прорыв является начальным этапом организации нападения, поэтому он должен стать обязательным условием мгновенного перехода от защиты к нападению. Во всех случаях овладения мячом команда обязана начинать атаку быстрым прорывом. В ходе тренировок надо отрабатывать переходы от неудавшегося быстрого прорыва к другим способам атаки, используя положительные факторы первого: скорость, высокую маневренность игроков и быстроту достижения численного превосходства. Создание численного превосходства на определенной части площадки — основной принцип тактики действий в защите и нападении. В работе над позиционной атакой необходимо предусмотреть равномерное использование в игре всех ее способов. Это не только поможет повысить готовность к взаимодействию, но и внесет элемент внезапности, что, в свою очередь, благоприятно скажется на качестве взаимодействий и общей результативности. Решающий фактор в повышении эффективности атаки — выигрыш единоборства в тесном взаимодействии с другими партнерами. Целенаправленные индивидуальные действия каждого игрока обеспечат успех командных действий: создание численного превосходства, увеличение площади атаки, отвлекающие маневры, условия для броска, активную борьбу за отскочивший мяч, страховку тылов. Необходимо также усилить скоростной потенциал команды, что позволит сделать тактику более гибкой. Борьба за высокие скорости — веление времени. Медленная игра иногда позволяет добиться частного успеха — скажем, выиграть отдельный матч, но не длительные соревнования. Медленная игра — следствие тактического несовершенства и неуверенности в собственных силах. Тактика, техническое мастерство и скорость должны проявляться в единстве. Именно тактика раскрывает суть конфликта, характеризующего игру, в баскетболе конфликт проявляется в высшей мере, ибо здесь вскрываются и внешние (между соперниками, партнерами), и внутренние (степень умения игрока, реализация поставленных задач, самооценка действий, оценка действий соперников) его стороны. Поэтому методика обучения игровым приемам должна базироваться на требованиях конфликта. Побеждает в конфликте, как правило, игрок, способный по ходу игры создавать неожиданные комбинации движений за кратчайшее время, на ограниченном пространстве. И потому на первый план выдвигается умение баскетболистов использовать приобретенные навыки и творить в игре. Использование методики, имеющей тактическую направленность, наилучшим образом способствует этому. Она развивает инициативу, активность и сознательность, исключает давление схемы на творческое начало.

Категория: Физкультура
12.03.2019 09:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!