СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №7
«Теоретические основы внеклассной работы по математике»
Учитель Коробицына Вероника Валерьевна
Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют и от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.
1.Теоретические основы организации внеурочной работы по математике
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только с позиций усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, осуществление которого происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников математика не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеурочной работы – привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его.
Таким образом, хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор школьников, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить учащихся с такими факторами предмета, которые не изучаются на уроках, но знание некоторых необходимо в жизни. Она создает благоприятные условия для умственного развития: ученик активнее пользуется справочной литературой для поиска ответов на вопросы углубленного уровня, идет параллельно подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, готовится к мероприятиям познавательного плана по математике.
Под внеклассной работой понимаются систематические, не являющиеся обязательными, занятия с учащимися во внеурочное время. Внеурочная деятельность сегодня понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Основной целью внеурочной работы является гармоничное развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого ученика.
Перед внеурочной работой по математике ставятся следующие основные задачи:
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется воспитание будущих специалистов в различных областях. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность урока и внеурочной работы как механизма обеспечения полноты и цельности обучения.
В настоящее время перед нами, учителями математики, стоит задача не только дать определенную сумму знаний учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитывать интерес к самостоятельному изучению математики и её практических применений. Внеурочная работа по математике является одним из средств выполнения этой задачи. Она способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор.
2. Методика организации внеурочной работы по математике
2.1.Виды и формы внеурочной работы по математике в основной школе
Внеурочная работа является неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя математики. Ее эффективность определяется правильным выбором форм и методов проведения, учитывающим профиль обучения школьников, уровень их математической подготовки, интерес к изучаемому предмету и т.п. Учителю математики необходимо использовать новые подходы, технологии не только в процессе обучения, но и в организации внеурочной работы. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в учебе, работоспособности ученика можно достичь главного в обучении математике - формирования обобщенных математических отношений и развития способности обобщать математический материал.
В методической литературе обычно выделяют три вида внеурочной работы по математике: внеклассная работа; внешкольная работа; заочная работа.
Внеклассная работа является одной из важных составляющих процесса математического образования школьников, органично дополняя учебную работу по предмету. Внеклассная работа проводится, как правило, учителем с учащимися тех классов, где сам учитель преподает математику. Формы внеклассной работы по математике весьма разнообразны и подробно освещены в педагогической и методической литературе.
Внешкольная работа по математике предполагает организацию занятий с учащимися из разных школ. По форме организации это может быть вечерняя математическая школа, воскресная математическая школа, летняя математическая школа, научные конференции школьников, а также математические олимпиады — районные, городские, областные, республиканские.
Заочная работа со школьниками не предусматривает непосредственных контактов учителя с учеником. Наиболее распространенными формами заочной работы являются заочные математические школы, заочные олимпиады, конкурсы по решению задач.
Внеурочная деятельность по математике может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимосвязь видов внеурочной деятельности по математике, образовательных форм, уровней результатов достижения представлена в следующей таблице 1:
Вид внеурочной деятельности по математике |
Образовательные формы |
Уровень результатов внеурочной деятельности |
Игровая |
Ролевая игра
Деловая игра
Социально-моделирующая игра |
Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия |
Познавательная |
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
Исследовательские проекты, олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны |
Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Проблемно-ценностное общение |
Беседы
Дебаты, тематический диспут
Проблемно-ценностная дискуссия |
Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия |
К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др. Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН, математическая конференция и др.
Существуют различные формы проведения внеклассной работы, которые представлены в следующей таблице :
Форма внеурочных занятий |
Содержание внеурочных занятий |
Задачи внеурочных занятий |
Математический кружок |
Одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий, объединяющая учащихся одного или параллельных классов, проявляющих интерес к математике |
Учет индивидуальных возможностей учащихся; повышение степени самостоятельности учащихся; расширение познавательных возможностей учащихся; формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности |
Факультатив |
Необязательный учебный курс, изучаемый в школе по выбору ученика |
|
Неделя математики |
В установленные сроки в школе проводятся различные мероприятия по предмету, вмещенные в рамки урока или во внеклассные (внеурочные) мероприятия |
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности; повышение мотивации учеников к изучению математики; развитие творческих способностей учащихся |
Математическая газета |
Массовое внеклассное мероприятие, дополнение кружковых занятий; издается математическим кружком или специальной редколлегией |
Развитие интереса учащихся к изучению математики |
Научно – исследова-тельская конференция |
Это мероприятие, на котором юные исследователи представляют свои работы и обмениваются мнениями по проблемным вопросам |
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой; обобщение и систематизация знаний по предмету; формирование информационной культуры учащихся |
Математическая олимпиада |
Соревнование хорошо успевающих учащихся по решению наиболее трудных и интересных задач |
Повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний |
Математический вечер |
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме, предполагает включение художественной части, а также элементов соревновательного характера — викторин, конкурсов. Игровая часть может предваряться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом |
Развитие интереса учащихся к изучению математики |
Моделирование |
Изготовление наглядных пособий: таблиц, схем, диаграмм, моделей измерительных приборов для оборудования кабинета математики |
Развитие более глубокого усвоения учащимися школьного курса математики |
2.2.Использование современных технологий обучения при организации внеурочной работы
При организации внеурочной работы широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса -педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, игровые технологии, технология ИКТ. Это такие формы, в которых учебно-познавательная деятельность обучающихся представляет собой специально организованное самообучение, управляемое посредством индивидуальных образовательных программ и технологических карт прохождения учебного материала и измерения полученных результатов.
Применение информационных технологий делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни.
Таким образом, цель учителя - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной, используя современные технологии обучения при организации внеурочной работы по математике в основной школе.
Заключение
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
Считаю, что внеурочная деятельность в целом и особенно внеурочная деятельность по математике даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Таким образом, активно внедряя внеурочную деятельность в образовательный процесс, мы, учителя, получаем возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности: от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым знаниям, общественным ценностям, до приобретения самостоятельного развития общего кругозора.
© 2020, Коробицына Вероника Валерьевна 620