СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые технологии как инструмент формирования компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовые технологии как инструмент формирования компетенций

ОГБПОУ «Томский политехнический техникум»

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является расширяющийся процесс его информатизации. Начавшись в 70-х гг. прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел глобальный характер. Информация управляет миром, все ведущие специалисты в области ИТ - технологий не устают повторять, что XXI век – это время построения информационного общества.

Информатизация общества приводит к появлению новых технологий организации образо­вания. Использование информационных технологий в учебном процессе в настоящее время широкое и многоплановое, информационно-коммуникационные технологии используются на этапе планирования учебного процесса, в самом учебном процессе, на этапе подведения итогов и анализа результатов. Современный образовательный процесс невозможен без использования сети Интернет, дистанционных технологий, без применения электронных учебников, справочников и энциклопедий, автоматизированных обучающих систем и тренажеров – имитаторов, виртуальных лабораторных практикумов, симуляционных установок, тестирующих программ и других электронных учебно-методических материалов.

Требования федеральных государственных стандартов предписывают:

для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.

В настоящее время в России на самом высоком уровне ставятся вопросы обеспечения объективной независимой оценки качества образования. И именно, современные тестовые технологии можно эффективно применять как один из инструментов формирования компетенций и использовать для оценки учебных достижений студентов на различных этапах обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Именно, современные автоматизированные системы тестового контроля позволяют проводить независимый мониторинг и оценку качества образовательных услуг, оказываемых учебными заведениями.

В России накапливается и широко распространяется опыт проведения массовых процедур оценивания уровня учебных достижений обучающихся: Интернет-экзамен, компьютерные тестирования и олимпиады on-line по различным дисциплинам, междисциплинарным курсам, единый государственный экзамен и др. Формируются технологии оценки качества образования, совершенствуются методы аттестации образовательных учреждений с использованием тестовых материалов, что позволяет использовать эти результаты оценивания для государственной, профессионально-общественной аккредитации.

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных);

тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.

Множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

Альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет»

Установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

Установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

Свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

Дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

Технологии тестирования все шире используются образовательными учреждениями как элементы учебного процесса по обеспечению объективного оценивания уровня подготовленности обучающихся на различных этапах обучения. Компьютерное тестирование целесообразно использовать для входного, текущего, итогового контроля знаний, это помогает выявлению усвоенного материала и пробелов в знаниях студента быстрее и объективнее. В нашем техникуме используется программа «Экзаменатор». Эта программа эргономична для студентов и преподавателей, и позволяет реализовать значительное количество функций. Общая база измерительных материалов составляет свыше 5000 вопросов и заданий.

Учитывая потребности общества и обучающихся с каждым годом увеличивается доля использования дистанционных образовательных технологий, автоматизированных обучающих систем. Современные информационные технологии позволяют максимально эффективно обеспечить разнообразие и степень усвоения учебных курсов. Использование компонентов мультимедиа позволяет достигнуть высокой степени наглядности и интерактивности формы представления учебного материала. Современные компьютерные обучающие системы позволяют использовать все формы тестовых заданий: открытую, закрытую, на установление соответствия, на установление последовательности. Кроме того, в системах тренажеров-имитаторов после режимов обучения «с мастером», предлагаются интерактивные режимы самостоятельного выполнения практических заданий, формирования технологических и конструктивных связей элементов оборудования, сдачи промежуточных и итоговых экзаменов профессиональной направленности, моделирующих реальную деятельность на производстве. На каждом этапе выполняется контроль и объективная оценка результатов.

При оказании дополнительных образовательных услуг по подготовке и переподготовке специалистов и рабочих одним из основных требований работодателей является наличие в образовательной организации тренажеров-имитаторов, автоматизированных обучающих систем и комплексов по заявленным программам обучения.

В целом, можно выделить следующие основные преимущества использования современных тестовых технологий:

  • формирование компетенций и создание системы обеспечения качества подготовки студентов на основе независимой внешней оценки;
  • возможность использования результатов Интернет-тестирований для принятия решений во внутренней системе управления качеством подготовки;
  • объективная оценка степени содержания и уровня подготовки студентов требованиям ФГОС при наличии достаточного количества заданий в базе;
  • психологическая готовность выпускников к тестированию на производстве;
  • возможность целенаправленной самостоятельной подготовки студентов, самоконтроль, самоанализ результатов, экзамен в любое время при наличии выхода в Интернет;
  • возможность проверить уровень подготовки значительного количества студентов за достаточно короткий временной промежуток;
  • возможность контроля знаний, умений, практического опыта как по отдельным темам, разделам, так и по дисциплине, МДК, модулю в целом;
  • возможность гибко настраивать систему оценок, варьируя процент результативности и баллы.

Рязанова Г.М.

Категория: Информатика
30.09.2020 13:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП