СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология организации профильного обучения с использованием ИОП школьников на уроках химии и биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология организации профильного обучения с использованием ИОП школьников на уроках химии и биологии

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) определяет профильное обучение как форму организации образовательного процесса, основанную на дифференциации индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом образовательных потребностей интересов обучающихся.

На основе отбора содержания образования при его дифференциации можно выделить профильную и уровневую дифференциацию.

Уровневая дифференциация определяется как «организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательных требований». При уровневой дифференциации существенным является то, что все школьники обучаются по одной программе.

Профильная дифференциация основывается на добровольном выборе школьниками профиля, исходя из их познавательных интересов, способностей, достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. При этом основным приемом профильной дифференциации содержания образования признается предметный подход к дифференциации, предусматривающий возможность разнообразных комбинаций учебных предметов учебного плана средней школы: базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных и элективных.

Профильные предметы ученик выбирает самостоятельно.

Так как в нашей школе нет возможности открыть профильные классы мы организуем профильное обучение для старшеклассников не в рамках целого класса, а подходя дифференцированно, в рамках малой группы, а также выстраиваем индивидуальные образовательные маршруты.

Индивидуаль­ный учебный план выстраивается на основе базисного учебного плана. Базисный учебный план старшей ступени отражает обязательный минимум содержания образования для всех профилей образования.

Выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная про­грамма, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов, на разработку и реализацию необходимых видов педагоги­ческой помощи ученику.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, ра­ботодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов.

Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образо­вания. Каждый ученик вправе самостоятельно указать ин­тересующий его набор учебных предметов (базовых, про­фильных, элективных), как из числа обязательных, так и предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализи­рованную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный учебный план (далее - ИУП) - со­вокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимися из учебного плана общеобразова­тельной школы, составленного на основе базисного учебного плана организаций общего среднего образования.

Индивидуальный учебный план вы­полняет функции:

- обеспечивает реализацию выбора учащимся профиля;

- фиксирует сово­купность учебных предметов (базовых, профильных, элек­тивных), выбранных для освоения учащимися, и часы на их освоение;

- определяет конкретный образователь­ный результат, который должен достичь обучающийся к окончанию школы;

- способствует самоопределению школьника.

Индивидуальная образова­тельная программа (далее - ИОП) является документом, дающим представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей.

Образователь­ная программа проектируется коллективом (группой) педагогов и в дальнейшем корректи­руется в совместной деятельности с учащимися в соответ­ствии со следующими требованиями:

- соответствие социальному заказу;

- обеспечение возможности достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реа­лизации социального заказа;

- соответствие обра­зовательному стандарту;

- обеспечение развития учащихся.

Индивидуальная образовательная программа выполня­ет функции: - нормативную: фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет, порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута; - информационную: информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося за два года;

- мотивационную: определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося;

- организационную: определяет виды образовательной деятель­ности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики;

- функцию самоопределения: позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

Таким образом, индивидуальная образовательная про­грамма - это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образо­вательного запроса и фиксирующая образовательные цели и результаты на два года (10-11 классы). Проектирование индивидуальной обра­зовательной программы осуществляется на основе взаимо­действия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся.

Индивидуальный образовательный маршрут — это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении.

В процессе формирования индивидуальных учебных планов можно выделить три основных этапа:

I этап - предварительное составление основы учебного плана (март - апрель); (проводят анкетирование, изучается спрос)

II этап - окончательная корректировка учебного плана на основе заявленных учащимися профилей и комплектования групп (июль - август);

III этап - составление индивидуальных планов учащихся и комплектование на их основе профильных уровневых групп (август).

В организационно-техническом плане самым сложным этапом является третий этап. Здесь каждый ученик 10 (11) профильного класса должен самостоятельно составить свой личный учебный план.

Для того чтобы индивидуальный учебный план был составлен правильно и действительно соответствовал избранному учеником профилю, необходимо к каждому бланку учебного плана приложить пошаговую инструкцию заполнения учебного плана, а также примерные образцы возможных профилей, то есть каждому ученику выдать комплект вспомогательных документов. Кроме того, учащимся требуются индивидуальные консультации. Каждый из индивидуальных учебных планов подписы­вается учащимся, его родителями, классным руководителем, утвержда­ется администрацией школы и только тогда вступает в силу. Если в про­цессе учёбы возникают вопросы об изменении индивидуального плана (как это произошло в прошлом году, обучающая поменяла профиль – химию на обществознание), то по заявлению родителей этот вопрос рассматривается на педагоги­ческом совете, и в исключительных случаях могут быть внесены изме­нения вплоть до перемены профиля.

В нашей школе предлагается образовательная услуга изучение предмета на профильном уровне по химии и биологии. При изучении данных предмета учениками происходит овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей. Ученики приобретают знания и умения по этим предметам для использования в практической деятельности и повседневной жизни. Это поможет им адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям.

Профильное обучение по химии и биологии проходит в 10-11 классах и предполагает уровень изучения предметов, достаточный для продолжения образования по этим специальностям в ВУЗах (в нашей школе это в основном медицинский и т.д., там где эти предметы нужны при поступлении)

Для того, чтобы выбрать химию и биологию для изучение на профильном уровне, необходимо иметь знания по программам основного общего образования (8 - 9 классы по химии, и 5-9 по биологии), это основа на которой строиться профильное обучение по химии и биологии, а также учащийся должен иметь математические знания и умения решений расчетных задач и задач на соответствие.

Ученик должен уметь самостоятельно найти информацию в различных информационных источниках и ее представить. При профильном изучении по химии и биологии учащиеся должны быть мотивированы к учебно-исследовательской работе и созданию исследовательских проектов.

Чтобы знания ученика соответствовали требованиям Государственного стандарта, применяю в обучении современные образовательные технологии: информационно - коммуникационные, компетентностно-ориентированные, сотрудничества, уровневой дифференциации, проблемного обучения, укрупнения дидактических единиц.

Для осуществления на практике основных принципов общего среднего образования: развития, гуманизации, демократизации, дифференциации, регионализации – необходимо изменение содержания и методов образования. Новое содержание образования отличают вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, и наличие разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность.

Сегодня биология приобретает особое значение. По сути своей биологические знания, умения и навыки, которые призвана дать школа, – это фундамент культуры личности. Но мы сейчас сталкиваемся с легковесным отношением к биологическому образованию, воспитанию экологической культуры, утверждению гигиенических знаний.

Без широкого знания биологических закономерностей невозможно сегодня не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества. Необходимо вернуть курсу его глубокую научность, «осовременить» его, а преподаванию придать большую практическую направленность.

Главная цель и задачи биологического образования в нынешних радикально изменившихся условиях – развитие у учащихся биологического мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, умения строить научные гипотезы и планировать поиск доказательств для их проверки. Согласитесь: биологические знания и способности развиваются прежде всего при непосредственной работе с живой природой, аналитическом разборе наблюдений – будь то опыты в кабинете или на учебно–опытном участие или знакомство с сельскохозяйственным производством, медицинскими учреждениями, экологическими последствиями и т. д.

Учащиеся 10 класса отмечают биологию и химию, как важные предметы в школьном списке дисциплин и выберут профиль в том случае, если заложены знания.

Однако не все школьники способны в одинаковой степени познать эти науки, поэтому при создании своей системы уроков и их разработке основываюсь на технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»

Преподавание биологии в нашей школе идет по программе (авт. _ Д.И.Трайтак ) Программы базового и профильного общеобразовательного курсов имеют свои особенности.

Содержание базового общеобразовательного курса отражает уровни организации и основные свойства живой материи, что способствует формированию научного мировоззрения и осознанию учащимися целостности современной научной картины мира.

Количество часов, отводимых на изучение учебных тем, не регламентировано строго и может меняться по усмотрению учителей в зависимости от профиля и специализации обучения старшеклассников.

Рабочая программа по биологии рассчитана на _68_ учебных часов в 10-11 классах, т.е. 1 час в неделю и профиль 136 учебных часов 2 часа в неделю.

Базовый курс я веду по часу раздельно т.е 10 и 11, а профиль 2 часа в неделю вместе. Программы профиля разные.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту.

Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

"Биология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

"Биология" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.

Категория: Биология
23.06.2016 07:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП