СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Новые стандарты школьного образования и опыт эксперимента по введению ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием приобретенных знаний. Тем самым акцент переносится с элементарного приобретения новых сведений на умение их использовать как в бытовой практике. Так и в сфере профессиональной (научной, творческой). Обучающая деятельность педагога должна строиться на основе компетентностного подхода в образовании. Основой образовательного процесса становится формирование у учащихся умений самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и иные проблемы.
В этих условиях решение проблемных задач более всего обеспечивает развитие мыслительных способностей школьника, его общее развитие и личностное формирование. Проблемные вопросы, проблемные задания и проблемные задачи являются разными формами выражения учебной проблемы, они в равной степени стимулируют поисковую деятельность учащихся.
Систематическое использование проблемных заданий приводит к постоянному обновлению информационного состава и процессуального действия, что влечет за собой повышение уровня притязаний учеников. Увеличивается их стремление понять, объяснить интерпретировать изучаемые явления и события, снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить когнитивный барьер, возникший в познавательном процессе. Уровень сложности задачи во многом зависит от того, насколько велика неопределенность. По мере увеличения ограничений, включенных в условия задачи, растет сложность решения задачи. Однако процесс нарастания сложности связан и с противоположным явлением – снятием ограничений в решении задачи. В таком выражении от действующего лица требуется не только анализ условий, присутствующих в задаче, но и самостоятельное их выявление. Например, такой характер имеют задачи вида «С» в структуре КИМов ЕГЭ. В этом случае в конструкции задания всегда присутствует некоторая информация, содержащая утверждение и вопрос как противопоставление меду известны и неизвестным.
Назначение учебных проблемных задач состоит в том, чтобы создать: информационно-оперативные условия, стимулирующие и направляющие мысль обучающихся, развивающие логический рационализм умственной деятельности и одновременно интеллектуальное творчество; детерминировать их активность со стороны мотивационных и регуляционных процессов, эмоциональных и волевых механизмов, выступающих как способность побуждать к действиям; регулировать личностные намерения, усиливать значимую мотивацию. Общей отличительной особенностью мышления учащихся в ходе решения ими задач, имеющих проблемную структуру, является глубокая связь между прогностическими и исполнительскими этапами деятельности, между этапом принятия решения, выбором способа действия, и оценочно-результативным этапом, рефлектирующим произведенные действия.
Таким образом, перевод информации в систему вопросительных предложений и преобразование формулировки проблемы в задачную структуру представляет собой очень ценные способы для обучения способности увидеть проблему, понять ее сущность, проанализировать ее структуру и найти оптимальные способы ее решения. Перевод информации в систему вопросов требует целостного воспроизведения содержания информации. Методика такой работы основана на профессиональной эрудиции преподавателя, его творческих способностях и умениях осуществлять исследовательский подход к анализу информации и решению исследовательских задач. В результате такой работы реализуются требования образовательного стандарта: «максимально раскрыть индивидуальные особенности, дарования человека и сформировать на этой основе – профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать
Предлагаемые Вашему вниманию учебные задачи меют следующие достоинства:
Предлагаю вниманю коллег сборник авторских заданий ,соотвествующих данной педагогической технологии и описание их использования на уроке и в процессе самоподготовке обучающихся
© 2015, Кривцова Надежда Григорьевна 272