СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документах ФГОС сформулированы требования к учителю. В том числе и «уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии». Большое распространение получила технология проблемного обучения. Отечественные исследования: проблемное обучение: И.А.Ильницкая В.Т. Кудрявцев М.И.Махмутов (с 1999 г.). Цель - обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми. Регулятивные УУД :учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, составлять план. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Определять степень успешности выполнения своей работы. (Из программы формирования УУД).

Проблемное обучение – это как раз такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. В результате этого и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей. Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельной решения проблем и «открытия» новых знаний. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.

Может возникнуть вполне уместный вопрос: всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.

Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию?

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле; на уроках обобщения и систематизации.

Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.

Традиционный урок:

1.Проверка д/з учеников учителем.

2.Объявление темы учителем.

3.Объяснение темы учителем.

4.Закрепление знаний учениками.

Проблемно- диалогический урок:

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.

2.Актуализация учениками своих знаний.

3. Поиск решения проблемы учениками.

4.Выражение решения.

5. Применение знаний учениками.

На уроках русского языка при объяснении нового материала можно создавать такие ситуации, при которых ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила. Так, например, в седьмом классе приступаем к изучению сложнейшей части речи – причастия, объединяющего в себе как признаки глагола, так и признаки прилагательного. Как объяснить эту тему детям, чтобы они лучше ее усвоили? Вот один из вариантов.

Для объяснения нового материала используем предмет - теннисный мячик.

- Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого?

(Учащиеся называют прилагательные маленький, круглый, теннисный.)

- Что можно сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета - постоянные или временные называют они? (Постоянные.)

- Произведем с мячом некоторые действия. какие признаки приобретает мяч? (Летящий, падающий, увавший - это признаки мяча по тем действиям, которые с ним совершаются.)

- Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч - тот, который падает сейчас, в настоящее время; упавший- тот, который упал, время прошедшее.)

Запись на доске:

маленький мяч летящий мяч

- Посмотрите на эти два слова и найдите, что их объединяет и чем они отличаются. Ответы детей: объединяет то, что оба слова рассказывают о мяче, отвечают на вопрос какой? Предлагаю обратить внимание на окончание, дети признают, что одинаковым является также и окончание.

- Какие морфологические признаки можно определить по окончанию? – задаю я вопрос. Он для них не нов, и поэтому ребята отвечают, что по окончанию можно определить число, падеж и род в данном случае.

– Определим эти морфологические признаки

Дети делают выводы: и слово «маленький», и слово «летящий» стоят в ед.ч., в и.п., в м.р. Оба слова отвечают на вопрос какой? и изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательное.

-Чем же они отличаются? Попробуем перевести оба слова в глагол. Ребята пробуют, но переводят в глагол только слово «летящий» - который летит.

- Предлагаю обратить внимание на морфемы. Какой морфемы нет у слова «маленький»? -ЮЩ- говорят ребята и догадываются, что это суффикс.

Вывод: слова «маленький» и «летящий» отличаются тем, что «летящий» можно перевести в глагол, а «маленький» нельзя. У слова «маленький» нет суффикса –ющ-.

Поурочный вывод: причастие похоже и на глагол, и на прилагательное.

Таким образом, применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности усиливает мотивацию учебной деятельности школьников, активизирует их познавательную активность, способствует реализации интеллектуального потенциала и личностной направленности учебного процесса.

Хочется отметить, что эту технологию, несмотря на высокую эффективность, как и любую другую, нельзя универсализировать и считать единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий. Следует помнить, что нельзя в любом простейшем вопросе видеть проблему.

Также нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать ученикам для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».

Современный школьник – внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельные решения.

Категория: Всем учителям
17.06.2015 15:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП