СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Текст. Предложение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Текст. Предложение. Ход урока

Организационный момент. Постановка целей урока. Каждый день - всегда, везде, На уроке и в игре Смело, четко говорим И красиво все сидим. Послушайте эпиграф к нашему уроку – слова писателя Михаила Александровича Шолохова: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.» М. А. Шолохов Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его? Учитель напоминает о многозначности слова «язык». (Одним и тем же словом язык называют и орган вкуса, находящийся во рту, и способность человека говорить и понимать собеседника.)

Актуализация знаний.

Человеческий язык — самое удивительное, что есть на свете. При помощи языка люди общаются друг с другом, выражают мысли, чувства, желания, при помощи языка изучают науки, получают знания. На Земле существуют тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Русский язык красив и богат. Известный русский писатель Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Запишите это высказывание о русском языке. Какие качества, черты, характерные для русского языка, подчеркивает писатель?

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком! Знать язык – значит свободно говорить на нём, читать и правильно писать. Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другимилюдьми: в семье, в школе, на работе.

Открываем рубрику: «Вспоминаем, ~повторяем, ~изучаем». А помогать нам будет Катя Напоминалкина. Язык состоит из множества слов, каждое из которых мы употребляем в речи. – Какая бывает речь?– Какую речь мы называем устной? – Какую речь мы называем письменной? – А какую речь называют внутренней?

Речь бывает устная и письменная. Устная речь та, которую мы произносим и слышим. Речь, которую мы пишем и читаем, называют письменной. Когда мы обдумываем что-то, то пользуемсявнутренней речью.

Рассмотрите рисунки. 3 Какой речью пользуются ребятаи учитель, изображённые на картинках? Чистописание Пропишитезаглавную и строчную буквуА. Найдите закономерность и продолжите ряд букв. Словарные слова здравствуйте и спасибо напоминают нам, что речь человека должна быть вежливой, уважительной. Какие ещёволшебные слова вы знаете? Запишите эти словарные слова. Подчеркните изученные орфограммы.

В народе говорят: «Видна птица по перьям, а человек по речам». Запишите эту пословицу, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните орфограммы. Как вы понимаетееё значение?

Повторение пройденного материала.

При помощи устной и письменной речи мы общаемся, то есть передаём и получаем разные сообщения. Чтобы наши сообщения были понятнее, интереснее и грамотнее, свою речь нужно развивать. Когда произносят словосочетание хорошая речь, имеется в виду правильная, точная, ясная, выразительная речь. Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Солоухина под названием «Слово о словах»:

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай — не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.

Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздробить. - Какой поучительный урок преподносит нам автор этого стихотворения?

Вспомните! В своей речи мы используем слова,~предложения, ~тексты. Текст – это письменное или устноевысказывание. Интересно знать: слово текств переводе с латинского языка означает «ткань, сплетение, соединение». Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу.

Предложенияв текстеобъединяетобщаятема. Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Главная или основнаямысль– это то главное, что автор хочет сказать своим читателям. На темуили главную мысль текстаможет указыватьзаглавие.

Послушайте текст. Определите его тему. Найдите предложение, в котором заключенаглавная мысль.

Это было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях паутины. Лес прощался с солнцем. Светлые зайчики играли на опавших листьях. Сколько в этом тексте предложений? 3 Придумайте к тексту заголовок. Запишите. Вспомните! Текст обычно состоит из начала, основной части и концовки. В первой части текста – начале – мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше. В основной части говорится о самом главном. Заканчивается текст концовкой.Становится понятно, что сказано всё, что мы хотели сказать. Чтобы текст было удобно читать, каждая новая мысль в тексте записывается с красной строки. Запомните! Каждая такая часть текста, называется абзацем. Работа с толковым словарём. Ребята ищут толкование слова «абзац».

Послушайте рассказ одного мальчика. Я разбил чашку. Я сказал: «Чашку разбил Бобик». Бобика выгнали во двор. Во дворе шёл холодный дождь. Бобик заплакал. Я тоже заплакал…

Докажите,что даны не отдельные предложения, а текст. Как на письме одна часть отделяется от другой? Почему выделены три части текста? Какова тема каждой части? Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной и почему? Подберите заголовокко всему тексту.

Запишите текст. Обратите внимание! Каждая часть текста пишется с красной строки. Если опустить какую-то часть, текст станет неполным.

А для чего создаются тексты? Текстысоздаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные. Например, Жили-были кот и петух. Жили они дружно. Кот ходил на промысел. А петуху он наказывал дома сидеть и в окошко не выглядывать. Это текст-повествование. В нём рассказывается, как жили кот и петух. А вот текст-описание: Попугай – очень яркая птица. Перья у попугаев зелёные, красные, жёлтые. У птицы крепкий клюв и сильные крылья. В этом тексте описывается живое существо – попугай. Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений. Например, Дятел - полезная птица. Он является санитаром леса, так как выискивает под корой деревьев вредных насекомых и уничтожает их. В таких текстах между частями рассуждения имеются мостики: потому что, так как, вот почему, поэтому, значит и другие слова.

Повествование, описание и рассуждение – это типы текстов. К тексту - повествованию можно поставить вопрос: Что произошло? К тексту - описанию – вопрос: Какой? Текст - рассуждение отвечает на вопрос: Почему?

Физкультминутка-игра. Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями. Встали. Другу улыбнулись. Потянулись, повернулись. На носочки приподнялись, Подрасти все постарались. И ладошкой помахали И серьёзными вдруг стали. Урок надо продолжать, В тетради будем мы писать. Изучение нового материала

Известнейший писатель и поэт, Незнайка, прислал нам письмо с заданием.

Я – Незнайка, великий поэт! Меня знает весь белый свет. От меня вам всем – привет! Помогите мне, пожалуйста, выполнить очень трудное задание.

Разделите запись на предложения, чтобы получился текст. Определите тип текста. Озаглавьте его и запишите вместе с заглавием. Вставляйте пропущенные буквы. У птиц и звер.ков в л.су есть свои этаж. мыш. ж.вут в к.рнях д.рев.ев с.л.вей в.ёт гн.здо прямо на з.мле дрозд строит свой дом в кустарнике дятел и синич.ки – в ств.ле дер.ва (В. Бианки) Подчеркните одной чертой слова, которые отвечают на вопроскто? (Ученики комментируют написание букв на месте изученных орфограмм).

Наша речь состоит из предложений. Какие признаки имеет предложение? 5 Вспомните! Предложение выражает законченную мысль. Оно может состоятьиз одного или нескольких слов, связанных по смыслу. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Рассмотрим примеры: Птицы вьют гнёзда. Когда прибывает поезд? Как красиво цветут сады! Обратите внимание, как различаются предложения в устной речи.

5. Изучение нового материала (2) Предложения бывают разные. Общаясь друг с другом, люди о чём-то спрашивают, что-то сообщают, что-то советуют сделать. Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

Предложение, в котором о чём-то сообщают, повествуют, называется повествовательным. Например: Грибы нужно срезать осторожно, с умом. Если в предложении о чём-либо спрашивают, то такое предложение называется вопросительным. Например: Ты знаешь, как надо собирать грибы? Предложение, в котором советуют или просят что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. Например: Павлуша, не срезай маленький грибок! Оставь его расти. Рассмотрите рисунок. Составьте рассказ про Таню и её младшего братика Павлушупод названием«Как надо собирать грибы». Используйте примеры повествовательного, вопросительного и побудительного предложений.

В каких же случаяхв конце предложения ставится восклицательный знак? 5 Если повествовательное, вопросительное или побудительное предложение произносится с особо сильным чувством (радости, восторга, возмущения) или содержит призыв, оно становится восклицательным. В конце такого предложения ставится восклицательный знак. Предложение по интонации может быть невосклицательное и восклицательное. Сравним предложения. Определим их вид по цели высказывания и по интонации. Например, Как хорошо в лесу осенью! 3 По цели высказывания – это повествовательное предложение, по интонации – восклицательное.

Второе предложение: Кто это так громко кричит?! 3 Это вопросительное восклицательное предложение. Предложение: Не обижайте братьев наших меньших! является побудительным восклицательным предложением.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Игра «Выбери меня». Послушайте текст:

В нашей стране любят спорт. Спорт делает людей сильными и смелыми. Он укрепляет здоровье, учит быть хорошими друзьями. Занимайтесь спортом! Бегайте, плавайте, ходите на лыжах, катайтесь на коньках!

Спишите текст. В конце каждого предложения поставьтенужный знак препинания: точку, вопросительный или восклицательный знаки. Определите вид каждого предложения по цели высказывания и по интонации.

Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и по интонации. Образец: Когда вы ходили на экскурсию? (Вопросительное, невосклицательное). Используйте указанные сокращения. Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.) Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.) Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.) Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Проверьте себя! 1. Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.) 2. Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.) 3. Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.) 4. Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Конкурс чтецов. Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.

Вы читали чудесные сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского? Малыши заучивают эти стихи наизусть, как только начинают говорить. Знаете, какое любимое слово было у поэта? Слово РАДОСТЬ! Чуковский очень любил детей и писал для них радостные стихи. Читайте книги Чуковского! Объясните постановку знаков препинания в конце предложений. Какие виды предложений по цели высказывания и по интонации встречаются в тексте? Спишите два последних предложения, подчеркните в них буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Представьте, что вы в библиотеке. Вам нужна книга Корнея Чуковского «Айболит». С какими словами Вы обратитесь к библиотекарю? 3 Составьте небольшой рассказ «В библиотеке». Используйте в своём тексте повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Не забудьте употреблять вежливые слова и выражения: будьте добры; дайте, пожалуйста; разрешите, пожалуйста; Вы не могли бы; спасибо; благодарю Вас; до свидания. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Тест - опросник: Текст состоит из 3 предложений. Предложения в тексте связаны 3 по смыслу. Заголовок отражает 3 тему или основную мысль текста. В тексте есть три части: 3 начало, основная часть, концовка. Часть текста от одной красной строки до другой называется 3 абзацем. В речевом общении люди используют три вида текстов: 3 текст-повествование, текст-описание, текст - рассуждение. Предложения по цели высказывания бывают 3 повествовательные, вопросительные и побудительные. По интонации предложения могут быть 3 восклицательными и невосклицательными. Молодцы! Вы были очень активны, старались. Относитесь к родному слову как к «дару бесценному», как к сокровищу. Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать. Запомните этот наказ: Наша речь дана в наследство, Как бесценный чистый дар. Сохранять её богатство Каждый должен – стар и мал!

27.12.2017 22:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП