СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты. Проверка навыка чтения вслух.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 четверть

Прочитай текст «Прозрение» Бориса Ганаго.

Борис Ганаго «Прозрение»

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две.

Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.

Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:

– Почему Лёва не ходит в школу?

Мама печально ответила:

– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может.

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

– А мы его по очереди в школу водить будем.

– И домой провожать.

– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.

Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:

– Здравствуйте.

И тут со всех сторон посыпалось:

– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

– А я по истории.

Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.

После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.

В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.

А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!

Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты.

Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.

После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.

Не счесть людей, прозревших для добра.

Выполни задания. Отметь v утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В каком городе учился мальчик?

а) в Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в Ростове.

2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?

а) у него не было телефона;

б) он перестал ходить на занятия;

в) ребятам захотелось сходить в гости.

3. Как Лёвина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.

___________________________________________________________________

4. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?

а) когда увидели Лёву;

б) когда увидели Лёву с повязкой на глазах;

в) когда увидели, как Лёва с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.

5. Какое решение приняли ребята? ___________________________________

6. Что сделали одноклассники после посещения товарища?

_________________________________________________________________

7. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?

а) запели;

б) заговорили одновременно;

в) заспорили между собой.

8. Восстанови последовательность смены настроения мамы.

а) У мамы на глазах навернулись слезы. __

б) Лицо у неё (мамы) было очень грустное. __

в) Мама печально ответила…. __

г) По лицу мамы градом катились слезы. __

9. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?

а) да; б) нет.

10. Почему ребята радовались пятёркам Лёвы больше, чем своим?

__________________________________________________________________

11. Почему одноклассники стали учиться лучше? Что об этом говорит автор произведения? Выпиши предложение из текста.

___________________________________________________________________

12. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Лёвы) глазами?

___________________________________________________________________

13. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.

а) Всемирная известность. __

б) Мальчик перестал ходить в школу. __

в) Решение ребят не бросать друга в беде. __

г) Успешная учеба Лёвы в школе. __

д) Одноклассники у Лёвы дома. __

е) Новые друзья в институте. __

14. Укажи жанр этого произведения

а) басня

б) рассказ

в) сказка

г) стихотворение

д) былина

15. Запиши тему этого произведения (о чём или о ком идёт речь в произведении).

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

16. Выпиши главную мысль этого произведения.

Если не можешь найти, сформулируй самостоятельно, запиши.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

17. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?

___________________________________________________________________

18. Выпиши пары рифмованных слов.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя, __________________ - ___________________

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. __________________ - ____________________

19. Соедините понятие с его обозначением.

Рифма – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием.

Басня – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Присказка – это наделение неодушевленных предметов качествами живых объектов.

Олицетворение – это шутливое начало или шутливая концовка сказки.

4 четверть

Александр Куприн «Скворцы»

Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, подвесили новые.

Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей… Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать… В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни.

Два дня скворцы точно набирались сил и всё навещали и осматривали прошлогодние знакомые места.

А потом началось выселение воробьев из скворечников.

Обыкновенно скворцы по два дня сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.

Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад.

Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у себя дома.

Теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству.

Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам.

Воробьям никогда до такой уловки не додуматься: ветреная, пустая, несерьезная птица. И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй ты, черноголовый. Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». – «Как? Мне? Да я его сейчас!» – «А ну-ка, ну-ка…» И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы и даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой.

Скворец таскает туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало – не больше пяти сантиметров.

А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то скворцу раздолье!. Его корм на земле и в земле.

И знаете, сколько истребляет в течение лета скворец всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса!

Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко.

Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья…

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже рассеялись на высоких ветках и начали свой концерт.

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

1. О ком или о чём рассказывается в этом произведении?

__ о хитростях воробьёв

__ о дружбе птиц

__ о скворцах

__ о воробьях

__ о приходе вёсны

2. Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов?

__ утром пятнадцатого марта

__ днём двадцатого марта

__ девятнадцатого марта вечером

__ вечером в субботу

__ утром в воскресенье

3. Сколько дней скворцы набирались сил после полёта?

__ пять дней

__ один день

__ несколько дней

__ два дня

__ неделю

4. Как происходит выселение воробьёв из скворечников?

__ воробьёв выгоняют

__ воробьёв клюют

__ воробьёв стерегут

__ воробьёв не кормят

__ воробьёв не поят

5. Как скворцы стерегут своё гнездо?

__ всей семьёй

__ поочередно

__ всей стаей

__ не стерегут совсем

__ нанимают сторожа

6. Из чего скворцы делают гнездо?

__ из веток

__ из прутьев

__ из строительного мусора

__ из одного пуха

__ только из перьев

7. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?

__ большим

__ маленьким

__ средним

__ не более пяти сантиметров

__ узким

8. Где скворец находит себе корм?

__ в воздухе

__ в воде

__ на земле

__ в земле

__ на земле и в земле

9. Когда лучше слушать настоящую песню скворца?

__ вечером

__ на закате

__ ранним утром

__ днём

__ утром

10. Объясни выражение скворец камнем вниз. Запиши.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

11. Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1- начало рассказа.

Отдых. ___

Жизнь дома. ___

Строительство гнезда. ___

Возвращение скворцов. _1_

Выселение воробьёв. ___

12. Определи жанр этого произведения.

__ сказка

__ художественный рассказ

__ басня

__ исторический рассказ

__ научно-познавательный рассказ

13. Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор?

__ камни

__ песок

__ мелкие кусочки разного мусора

__ цемент

__ стекло

14. Какой факт, описанный в тексте, тебя особенно удивил? Запиши.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

08.04.2015 23:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!