СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Точная похвала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Точная похвала

Сегодня о социальных поглаживаниях, бихевиоризме, обнимашках и дрессировке дельфинов.

Исходя из этой нелогичной цепочки, вы должны были как-то догадаться ;), что речь пойдет о методике, которая работает на укрепление доверия между учителем и учениками.

Давайте по порядку:

  1. Знаете шуточное (или нет) правило из психологии про то, что во взаимоотношении с людьми на 1 раз критики должно приходиться 7 социальных поглаживаний?

Социальные поглаживания — это не буквальные, а ментальные (улыбка, комплимент, подбадривание и тд). Иногда можно применять обнимашки, но это лучше делать с близкими людьми :). Так вот, это к тому, что корректировать поведение лучше всего через пряник, а не кнут.

2. Позитивное подкрепление — один из самых мощных инструментов любого учителя.

Чтобы лучше разобраться в работе теории бихевиоризма, очень рекомендую к прочтению книгу «Не рычите на собаку». Там о том, как дрессировать животных, себя и людей вокруг.

3. Методика, о которой сегодня идет речь называется «Точная похвала».

Сразу задам вопрос, который ставит в тупик многих моих коллег и знакомых, если я переношу его за рамки образования. Когда нужно похвалить ученика, а когда достаточно выразить признание или сказать «спасибо»?

ЧЁТКО ДИФФЕРЕНЦИРУЙТЕ ПРИЗНАНИЕ И ПОХВАЛУ

Признание используется, когда ученик просто оправдывает ожидания, а похвала — когда достижение по-настоящему исключительно.

Дети, отвечающие ожиданиям учителя, заслуживают, чтобы их старания замечали и отмечали как можно чаще. Для этого достаточно описать, что сделал ученик, а иногда и просто поблагодарить: «Ты вовремя подготовился к уроку, Максим», «Алина, ты все сделала именно так, как я просил. Спасибо».

Дети, которые сделали что-то действительно исключительное, тоже заслуживают, чтобы учитель признал их заслуги и достижения, то есть, собственно, похвалил их. Похвала в дополнение к простому описанию вызвавшего ее действия включает суждение, оценку: «Отличная работа!», «Ребята, Алина сделала что-то действительно потрясающее!»

И путать эти два типа реакции, хваля детей за то, чего от них изначально ожидают, — не только неэффективная, но и разрушительная тактика.

Например, учитель похвалил ученика, который первый раз не забыл на урок свой учебник: «Какой же ты молодец, Арсений, что не забыл сегодня учебник!» Почему его хвалят на глазах всего остального класса за то, что все дети делают всегда? Действительно ли он «молодец», как сказал учитель?

На этот вопрос можно ответить двумя способами, и оба не слишком хороши. Ответ «нет - не молодец». Учитель просто притворяется восторженным, позитивным и довольным. Но, чем больше энтузиазма он вкладывает в свой голос, тем больше показывает детям, что его слова неискренни, а похвала ничего не стоит.

Кто захочет, чтобы его назвали молодцом, если для этого нужна такая ерунда? Злоупотребление похвалами в классе дает обратный эффект. В дешевых похвалах дети начинают видеть символ провала, а совсем не успеха, и зачастую они совершенно правы.

ПОХВАЛА ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ИСКРЕННЕЙ

Также на упомянутый выше вопрос можно ответить и «да, он молодец, что не забыл учебник». Учитель в какой-то мере и правда считает, что мальчик, наконец-то пришедший на урок с учебником, молодец, и он в самом деле приятно удивлен таким поступком.

Однако это создает обратный эффект: если он приятно удивлен тем, что ученик сделал то, что требовалось, значит, ожидания этого учителя нереалистичны. На самом деле он не слишком надеялся, что ученик сделает все, как надо. Он удивлен тем, что ученик выполнил требование, потому что изначально уверен, что некоторым детям из его класса не под силу то, чего он ожидает от остальных учащихся.

И эти «проблемные» дети вполне могут интерпретировать мысли учителя таким образом: «Учитель не особо рассчитывает, что я должен выполнять все его требования».

В долгосрочной перспективе учитель, который постоянно хвалит детей за ожидаемое, рискует свести до уровня банальности как сами похвалы, так и достижения, которые действительно этой похвалы заслуживают.

ХВАЛИТЕ И ПРИЗНАВАЙТЕ ЗАСЛУГИ ГРОМКО

И исправляйте проступки тактично.

Критика или напоминания, высказываемые шепотом или даже невербальными способами, означают, что учитель многого ждет от своих учеников: он позволяет детям исправить ошибку самостоятельно, не привлекая к своим неудачам внимания общественности.

Это и в интересах учителя, даже если ребенок проявляет явное непослушание, так как данная тактика позволяет как можно дольше держать такого ученика «в тени», а учитель в глазах класса выглядит как человек, полностью контролирующий ситуацию.

А вот хорошие новости — это всегда хорошие новости, и они должны быть максимально публичными. Ученик, явно превзошедший ожидания, демонстрирует, как широки границы возможного. Он делает то, к чему следует стремиться всем учащимся.

Но важно помнить, что, хвалить ребенка за ум и сообразительность или за усердный труд — совсем не одно и то же.

Во втором случае речь идет о том, что однозначно входит в сферу контроля ученика. Ребенок знает, что намеренно сделал нечто достойное похвалы и при желании сможет сделать это снова. Похвала данного типа способствует напряженным усилиям и готовности ученика идти на позитивный риск.

Если же ребенка хвалят за ум, эффект прямо противоположный — ведь в этом случае он получает похвалу за то, что необязательно способен воспроизвести опять, и, в результате, меньше готов рисковать, опасаясь, что в следующий раз у него не получится выглядеть таким же умным.

Иными словами, похвала должна быть более конкретной и точной и чётко фокусироваться на действии и поведении, которые вы хотели бы видеть чаще.

ВСЕГДА ХВАЛИТЕ ИСКРЕННЕ

С первых дней в школе ученики распознают неискренние похвалы и относятся к ним скептически.

Наиболее распространены две формы неискренней похвалы:

1) призванная искусственно повышать самооценку

2) призванная посредством взаимодействия с учеником решать систематические проблемы из области контроля педагога.

Говорить ребенку: «Ты быстро подготовился к заданию, Саша» — прекрасно и правильно. Но если учитель хвалит Сашу только для того, чтобы указать сидящей рядом Оле, что ей следует быть порасторопнее (то есть, чтобы исправить поведение девочки, а вовсе не поощрить ученика, сумевшего заработать своим поведением искреннее одобрение), он делает похвалу фальшивой, ненастоящей и серьезно рискует эффективными взаимоотношениями с классом. А вот решить проблему с Олей это всё равно не поможет.

https://vk.com/methodyzer

29.11.2019 09:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!