СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Травля в сети Интернет Массовое распространение гаджетов привело к тому, что травля обрела новые формы, перейдя из реальной жизни в виртуальную. И появление ограничений, вызванных пандемией коронавируса, только способствовало этой трансформации. Данные о частоте столкновения обучающихся с кибертравлей варьируются, но все они, безусловно, свидетельствуют о масштабе и значимости этой проблемы. Во многих случаях с онлайн-травлей сочетается традиционная травля: подростки, подвергавшиеся издевательствам в образовательной организации, также сталкиваются и с травлей в Сети. И травля, и онлайн-травля представляют собой умышленное, регулярно совершаемое враждебное поведение, в которое вовлечен широкий круг участников. Такое враждебное поведение, имеющее неравенство сил между участниками, не заканчивается само по себе и оказывает негативное психологическое воздействие на всех участников. Но есть и специфические особенности, характерные для онлайн-травли [8]: иллюзия анонимности агрессора, его помощников и активных свидетелей; непредсказуемость и неожиданность агрессивных действий в связи с неограниченным и повсеместным доступом онлайн и одновременным использованием широкого спектра электронных форм контакта; отсутствие временных и пространственных ограничений, дающих возможность осуществления вредоносных действий 24/7; достаточность совершения всего лишь одного нападения для достижения эффекта систематической травли; значительное увеличение аудитории свидетелей, управляемой агрессором; изолированность свидетелей друг от друга и от жертвы, приводящая, по сути, к одиночному противостоянию жертвы; частые смены ролей – агрессор становится жертвой и наоборот, а свидетели – как жертвами, так и агрессорами; неравенство сил участников ситуации из-за различного уровня цифровой компетентности. Киберагрессоров отличает высокий уровень интернет-активности и представление о себе как об экспертах в знаниях об Интернете. Количество участников онлайн-травли в разы больше за счет увеличения числа «свидетелей»в Сети. Но люди, ставшие свидетелями кибертравли, редко пытаются помочь пострадавшему. Не видя невербальных реакций и не понимая контекста, им сложно однозначно оценить ситуацию. Кроме того, в безграничном анонимном пространстве происходит размывание ответственности. В отличие от ситуации традиционной травли, в случае кибертравли взрослые, в частности родители, имеют меньше шансов быть включенными в ситуацию и ее урегулирование. Это происходит, кроме всего прочего, еще и потому, что жертвы нередко скрывают от родителей факт переживания онлайн-травли. Одна из важных причин этого – стремление к самостоятельности и подтверждение желаемого статуса взрослого человека. Так, подростки склонны считать, что умение самостоятельно справляться с проблемами при использовании средств коммуникации – это навык, которым важно обладать. Кроме того, жертвы нередко считают, что признание в том, что они оказались в ситуации онлайн-травли, повлечет за собой ограничение родителями их свободы, в том числе в Интернете, вплоть до полного отключения их от виртуального пространства. Страх потерять доступ к нему нередко перевешивает предполагаемый позитивный эффект от обращения за помощью к взрослым. Кроме того, интернет-пространство для подростков – важная часть их жизни, в которую они не хотят впускать взрослых. Вместе с тем, многие подростки чувствуют себя виноватыми в том, что произошло, и поэтому не хотят обсуждать ситуацию с родителями, опасаясь в случае вмешательства родителей испытать дополнительный стыд. Однако исследования показывают, что именно родительская поддержка, а не поддержка сверстников определяет меньший уровень травматизации при попадании ребенка в ситуацию онлайн-травли. Так как именно вмешательство взрослого приводит к непризнанию права агрессора причинять вред. Характер детско-родительских отношений, а также знание и понимание взрослыми киберагрессии как явления играют значительную роль в его возникновении, профилактике и предотвращении.
© 2023, Игнатьева Наталья Львовна 119