СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Речь – это одно из главных достижений человека. При нормальном развитии ребенок, в целом, достаточно успешно осваивает все уровни языка. Однако в настоящее время увеличилось количество детей, страдающих общим недоразвитием речи. У них отмечаются нарушения в овладении различными языковыми единицами, в развитии связной диалогической и монологической речи.
При планировании и реализации работы по развитию речи детей с ОНР необходимо делать акцент на выработке критериев выбора языковых единиц всех уровней.
В настоящее время в лингвистических науках под особым образом структурированной и организованной языковой единицей, содержащей когнитивную составляющую, несущей информационную и социальную нагрузку, основанную на психологических закономерностях общения, понимается текст. На теоретическом уровне и при анализе «живой» речи он рассматривается в теории коммуникации в качестве относительно законченного отрезка взаимодействия адресанта и адресата. В этом аспекте текст целесообразно рассматривать как коммуникативную единицу. Как таковую ее характеризует наличие коммуникативной задачи (сверхзадачи, если речь идет об опосредованном воздействии на адресата).
При подборе художественного текста для работы по развитию речи детей с ОНР следует обращать особое внимание на следующие его особенности:
При реализации любой формы текста необходимо соблюдение определенных требований.
1. Правильность речи, то есть ее принятым литературно-языковым нормам.
2. Точность речи – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Педагог должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, так как это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Ясность речи, то есть ее «прозрачность» и доступность для адресата.
4. Логичность речи, то есть последовательность изложения, наличие определенного способа организации и представления информации. Педагог в общении с детьми должен учитывать, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
5. Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Особенно это актуально при работе с дошкольниками с ОНР.
6. Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости.
7. Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность.
-80%
© 2020, Перцева Эльмира Османовна 303