СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цветная химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать познавательный интерес учащихся к химии, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности.

Условия игры. В игре участвуют две сборные команды учащихся 7-10 классов из пяти человек. Игра состоит из нескольких конкурсов. По итогам игры определяется победитель – команда, набравшая большее количество баллов, а также «Лучший знаток химии» - учащийся, наиболее проявивший себя на игре (по итогам жюри и зрительских симпатий).

Команды придумывают название и выбирают себе девиз (прочитать его необходимо всем хором).

Варианты девизов:

Ø Чтобы победить, надо знать, уметь, думать!

Ø Всё знать, изведать, испытать!

Ø Умеющему не трудно, трудно тому, кто не умеет!

Конкурсы. Однажды Аристотеля спросили: «Как преуспеть ученикам?» – «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», - быстро ответил тот. И был прав. Смелее отвечайте, догоняйте первых, чтобы не проиграть. Итак, начнем игру. Удачи всем!

1. Разминка «Гимнастика ума». Загадки о химических элементах, которые задаются одновременно всем командам. Отвечает команда, которая первой подымет руку. За правильный ответ 1 балл.

1) Он повсюду и везде: в камне, в воздухе, в воде,

Он и в утренней росе, и в небес голубизне. (кислород)

2) Я – газ легчайший и бесцветный, неядовитый и безвредный,

Соединяясь с кислородом я для питья даю вам воду. (водород)

3) Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем

Манил к себе людей веками. Алхимик жил мечтой о нем. (золото)

4) Я – светоносный элемент, я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и с водой оксид мой станет кислотой. (фосфор)

5) Давно известно человеку: она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку знакома в сплавах всем она. (медь)

6) Меня в составе мрамора найди. Я твердость придаю кости.

В составе извести еще меня найдешь. Теперь меня ты точно назовешь. (кальций)

7) Можно алкоголь не пить, но веселым все же быть.

Если вхож я в кислоту – окислителем служу.

И селитра без меня не годится никуда. (азот)

8) Этому металлу – хвала и честь, с ним получается «белая жесть».

Покрывают им сталь слегка, тогда для консервов посуда годна. (олово)

2. Химическая сказка. В сказке зашифрован некоторый элемент и его химические соединения. Необходимо определить этот элемент и формулы упомянутых в сказке соединений, написать схемы превращений и уравнения соответствующих реакций. Задание выполняет вся команда, записывая решение на доске. За правильный ответ 5 баллов (балл за каждую формулу)

1) Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмецо написать, да нечем. Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал этим камешком письмо, да поспать решил. Камешек в огонь попал да вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил, где водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла, там уже белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камень, провел по серому валуну, глядь – и он рисует. Удивился солдат и пошел дальше.

(С → СО2 → Н2СО3 → СаСО3 → под действием Са(НСО3)2)

2) Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?» - «Хочу драгоценность получить» - «Из этой свечи?» - «Нет, из подсвечника», - отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил – стал синим раствор; бросил щепоть соды – выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь – и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?

( СuCuOCuSO4CuCO3CuSO4Cu(OH)2).

3. Черный ящик. Задание для всех команд. На обдумывание не более 1 минуты. Отвечает команда, которая быстрее подымет руку. Если команда дает неправильный ответ, отвечает вторая команда. За правильный ответ 1 балл.

Еще сотни лет назад знахари умели снижать жар и снимать боль водной настойкой коры ивы или вербы. Научная история этого лекарства начинается с 1763 г., когда преподобный Эдуард Стоун, священник из Чиппинг Нортона, сделал в Королевском Лондонском обществе доклад «О вылечивании лихорадочного озноба настойкой коры ивы». Что находится в черном ящике.

(аспирин)

4. Химический кубик. Команда три раза бросает кубик. Сумма выпавших цифр – количество вопросов, на которые необходимо ответить. Времени на размышление не дается. За правильный ответ 1 балл.

Девиз: «Ключом ко всем наукам является вопросительный знак» (О. Бальзак)

1) К известному русскому химику В.В. Марковникову обратились с просьбой объяснить, что происходит с луженными чайниками, которыми снабжали русскую армию. Чайник, принесенный в лабораторию, был покрыт серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при легком постукивании рукой. Анализ показал, что и пыль, и наросты состояли из вещества без каких-либо примесей. О каком веществе идет речь? (Олово. При низких температурах белое олово превращается в порошкообразное серое)

2) «Аква тофана» - название яда, который в конце17 в. наделал много шума в Италии. Сицилианка Тофана, бежавшая в Неаполь из Палермо, продавала женщинам, желавшим ускорить смерть своих мужей, бутылочки с портретом святого Николая. В бутылочках была жидкость без запах, вкуса и цвета. Пяти-шести капель ее было достаточно, чтобы умертвить человека; смерть наступала медленно и безболезненно. Просто человек постепенно утрачивал силы и аппетит, его постоянно мучила жажда. Какой химический элемент входил в состав яда? (Мышьяк)

3) Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем воины. Пища у них была одинаковая, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Из серебра)

4) Из этого металла с уральских месторождений в 1828-1845 гг. чеканили монеты достоинством 3, 6 и 12 рублей, а потом весь запас этого металла за ненадобностью продали Англии. В честь ХХ Олипмиады в Москве в 1980 г. из этого металла выпустили монеты достоинством 150 рублей. О каком металле идет речь? (Платина)

5) Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен. В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом». В 1772 году английский химик Джозеф Пристли - «дефлогестированным воздухом». В 1773 году шведский химик-аптекарь Карл Шееле - «испорченным воздухом». В 1774 году английский химик Генри Кавендиш - «удушливым воздухом». В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье - «безжизненным воздухом». О каком веществе идет речь? (Азот)

6) Один из египетских фараонов, обращаясь к царю хеттов, славившихся во II тысячелетии до н.э. своим искусством добывать и обрабатывать этот металл, просил прислать ему этого металла в обмен на золото. По словам фараона, у него имелось столько золота, сколько песка в пустыне. А вот с этим металлом, вероятно, египетский властелин постоянно испытывал большие затруднения. Что это за металл? (Железо)

7) Еще в каменном веке из оксида этого неметалла изготовляли орудия охоты и труда, а также получали искры для разведения огня. Порошком из этого неметалла люди посыпали открытые раны для обеззараживания и предотвращения развития гангрены. Кроме того, его использовали с давних времен в строительной сфере для выкладывания стенок и дна колодцев с питьевой водой. В итоге получались вечные источники необычно прозрачной, чистой и вкусной воды, употребляя которую, люди гораздо реже подвергались риску различных заболеваний. Назовите этот элемент. (Кремний)

8) Петр I не раз высказывал мысль о необходимости замены серебряной разменной монеты. При его жизни этот переход и был осуществлен. В 1700 г. появились «деньга» - ½ копейки, «полушка» - ¼ копейки, «полуполушка» - 1/8 копейки. Первая копейка отчеканена в 1704 году. Из какого металла она была? (из меди)

9) Этот элемент был открыт в 1811 г. французским химиком Куртуа Бернаром в золе морских водорослей. Существует забавная история его открытия. Считается, что "виновником" открытия стал любимый кот Бернара: у работавшего в лаборатории химика на плече лежал кот, который прыгнул на стол и столкнул на пол стоявшие рядом сосуды, в одном из которых находился спиртовой раствор золы морских водорослей, а в другом - серная кислота. После смешения жидкостей образовалось облако сине-фиолетового пара, которое и послужило его названию. Назовите это элемент (Йод)

10) В 19-м веке на императорских приемах посуда из этого металла была самой престижной. Наполеон третий устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали ложки и вилки из этого металла, а гости попроще удостоились обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами. К тому же только у сына Наполеона третьего была очень дорогая по тем временам игрушка из этого металла. Что это за металл? (Алюминий)

11) Упадок и распад Римской империи были обусловлены отравлением этим веществом. Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса. В Древнем Риме его широко использовали для изготовления кухонной утвари, монет, гирь. В настоящее время он применяется для изготовления аккумуляторов. Его соли используют в применении красок. Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом. Назовите его. (Олово)

12) В конце 15 века, 460 лет назад, мореплаватель Колумб совершил второе путешествие к берегам открытого нового континента – Америки. Моряки наблюдали игру туземцев в Санто-Доминго в какие-то странные мячи, сделанные из «пластичной древесной смолы». При ударе о землю они подпрыгивали. Моряки были очень удивлены такими необычными свойствами. Из какого вещества были сделаны мячи? (Каучук)

13) М. В. Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: «При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой не что иное, как флогистон». Как на современном химическом языке называется флогистон? (Водород)

14) Это вещество имеет древнюю историю. Арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух». Как называем мы его сейчас? (Аммиак)

15) Первые сведения об этом элементе появились в Древней Индии. Именно древний индийский язык дал имя этому элементу. А в Древнем Египте еще во 2 тысячелетии до н.э. изготовляли краски и косметические средства с использованием этого вещества. А берега многочисленных рек севера и северо-востока Руси были богаты пиритом, из которого кустарным способом добывали этот неметалл. Что это за вещество? (Сера)

5. Конкурс лаборантов.

1) В трех пробирках находятся растворы веществ: хлорид натрия, сульфат натрия и фосфат натрия. Опытным путем определить, в какой пробирке находится фосфат натрия. Составить уравнения соответствующей реакции в молекулярном и ионном виде.

2) В трех пробирках находятся растворы веществ: нитрат натрия, нитрат серебра и нитрат бария. Опытным путем определить, в какой пробирке находится нитрат серебра. Составить уравнения соответствующей реакции в молекулярном и ионном виде.

6. Литературный конкурс. Известный химик А.Е. Арбузов писал: «Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области.». Вы, наверное, догадались, какой конкурс вас ожидает. Сейчас мы проведем состязание между командами на знание литературных произведений, которые изобилуют химическими описаниями. Выбираем конверт, я его вскрываю и зачитываю фрагмент литературного произведения. Право отвечать на вопрос предоставляется той команде, которая первой поднимет руку (называет произведение и отвечает на вопрос – 2 балла).

1) «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная.»

Вопрос: Объясните действия Рукодельницы.

(В. Одоевский «Мороз Иванович». Она использовала один из методов разделения смесей – фильтрование взвешенных частиц (песок), а затем – адсорбция (уголь).

2) «Да! Это была собака, огромная, черная как смоль. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана..Чудовище лежало перед нами. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. – Фосфор, - сказал я»

Вопрос: В чем ошибка автора?

(А. Конан-Дойл «Собака Баскервилий». Фосфор белый действительно светится в темноте. Но белый фосфор на воздухе или при трении легко воспламеняется. Кроме того, он чрезвычайно ядовит: 0,1 г – смертельная доза. Если бы на шерсть собаки действительно был нанесен белый фосфор, она немедленно получила бы ожоги от его воспламенения. А фосфор, нанесенный на язык и зубы (огненная пасть) вызвал бы моментальное отравление).

3) « - Какое топливо заменит уголь? - Вода, - ответил инженер. – Вода? – переспросил Пенкроф. – Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых она состоит, будут применять раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с эти сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей. Вода – это уголь грядущих веков».

05.09.2024 13:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП