СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми
В. Тушнова
2001 год. Первый класс… Первая мечта – стать учителем. Почему именно эта профессия? С одной стороны, призвание, зов сердца, с другой – семейная традиция. Мой прадед в прошлом – учитель истории, опытный, грамотный и замечательный педагог, посвятивший себя школе и ученикам. Мама – учитель русского языка и литературы. Большую роль сыграла любовь к детям, желание быть полезной обществу и пример моих учителей, которыми я всегда восхищалась. И вот я – учитель биологии! Тогда почему биология? – спросите вы. Отвечу: любовь к этому предмету была привита моим учителем биологии – Михневой Еленой Васильевной, настоящим профессионалом своего дела. Я ждала ее уроки с нетерпением, ведь они своей неповторимостью и творчеством позволили нам, ученикам, виртуально познакомиться с растительным и животным миром разных стран, с внутренним строением человека, с его нервной системой. А в сопровождении учителя эти знания становились для нас более интересными и содержательными. Творчески подходя к образовательному процессу, она позволяла нам с легкостью и интересом понять самый сложный материал.
Став учителем, я открыла для себя много неожиданного, незнакомого и интересного, того, чего не понимала в университете, а самое главное – я поняла, что в этой профессии есть огромный простор для творчества. Что такое творчество? Для кого-то это нестандартное мышление, для кого-то – искусство. А кто-то говорит, что творчество - это создание чего-то нового. Одно из определений гласит: творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Моя работа – это любимый способ самовыражения, самоотдачи и творчества.
В школу я пришла сразу после университета и начала свою трудовую деятельность с записью в трудовой книжке: «1 сентября». Этот день для меня был поистине удивительным и волнительным. Возникало много вопросов: как меня примут дети, понравлюсь ли я им, получу ли поддержку их родителей, смогу ли заслужить уважение коллег. А главное, справлюсь ли я с выбранной профессией.
Мой педагогический стаж совсем небольшой. Но ни на один день я не усомнилась в правильности своего выбора. Сегодня мой рабочий день – это бесконечная копилка, которая ежедневно пополняется знаниями. Я многому учусь у своих коллег-наставников и даже у своих учеников. Кажется, ты знаешь все, а на деле…Вопросы…Сомнения. Но и это меня не пугает. У меня есть желание творить и работать, а вместе с желанием растет опыт и профессионализм, которые я готова передавать ученикам на своих уроках.
Своей задачей считаю помочь ребенку раскрыться, проявить себя, подтолкнуть его к саморазвитию через творчество. Именно оно является ключевым аспектом в развитии способностей ребенка, поэтому я всегда стараюсь разнообразить свой урок через игры, проекты, викторины, инсценировки и творческие работы. Я замечаю, что именно с помощью таких необычных уроков дети, не стесняясь, принимают участие в обсуждениях, радуются от возможности действовать и достигать успехов, преодолевать трудности, творить.
Необходимо понимать: современный урок – это, прежде всего, проблемный урок. Ученик при разрешении проблемы не утверждает, а только предполагает. Дети высказывают много различных предположений, всех их нужно обязательно выслушать и принять их ответы к сведению. Даже самые робкие и неуверенные в себе ученики не должны бояться высказываться. А вот чье предположение верно – это решат сами дети в ходе разрешения проблемной ситуации. «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» - мы часто произносим на уроке этот афоризм, который одних заставляет задуматься, над тем работают ли на уроке или отсиживаются, а другим придает уверенность в том, что в споре рождается истина. Этот незамысловатый прием помогает мне формировать сознательное отношение детей к учебной деятельности. Исходя из этого, я считаю, что проблемное обучение дает новые возможности для творчества в образовательном процессе. Когда перед человеком возникает проблема, он всегда ищет пути выхода из нее. Создавая проблемную ситуацию на уроке, я предоставляю каждому ученику возможность проявить себя и найти правильный выход. Вспоминаю урок в пятом классе «Среды обитания живых организмов», где каждый из обучающихся должен был представить себя селекционером. Класс был разделен на группы, каждой из которых было дано творческое задание: изучив условия каждой среды обитания, придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания. В процессе поиска решения данной задачи ученики были более активны, учились общаться и сотрудничать. Это задание дало возможность пятиклассникам фантазировать, творить.
Быть учителем – это, в первую очередь, понимать, что современный ребёнок живёт в век информационных технологий, воспитан на компьютерах, смартфонах, планшетах, ноут- и нетбуках, электронных книгах… А повсеместная компьютеризация, увеличение информационного потока, применение новых технологий – это плюсы современного образования, позволяющие разнообразить уроки. Нельзя не отметить тот факт, что и концентрация внимания на уроке становится значительно выше, если применять ИКТ. Показывая свои презентации, я ненавязчиво стимулирую школьников на подготовку собственных проектов, для того чтобы ребята могли творчески проявить себя. Создание проекта тоже дает возможность для творчества. Пятиклассники в ходе выполнения работы творят: изготавливают макеты клеток, выращивают растения, составляют разнообразные дневники наблюдений, в которых записывают свои открытия.
Что значит для меня творчество в наше время? Интересные, разнообразные уроки, которые побуждают ученика мыслить, решать проблемные ситуации, самостоятельно проводить анализ и в конечном итоге – через творчество стремиться узнать новое.
Чтобы стать настоящим учителем, мастером своего дела, необходимо не только отлично знать свой предмет и любить детей, но и идти в ногу со временем, уважая старые традиции и не боясь нововведений; изучать новые технологии и методики в преподавании, постоянно совершенствоваться и не останавливаться на достигнутом. Одним словом – творить!
© 2019, Стрик Анна Владимировна 279