СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам в средней школе – ориентация учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых, которая может быть эффективной лишь в том случае, если она предварительно будет хорошо подготовлена учителем. Такая подготовка может касаться конкретного вида самостоятельной работы или нескольких однотипных видов.

По мере того как учащиеся овладевают умениями учебного труда в ходе самостоятельной работы, затрачивая на нее все меньше времени и добиваясь большей результативности, центр тяжести переносится на самостоятельные работы дома. Недостатком в организации домашней самостоятельной работы является то, что школьникам нередко даются упражнения, к выполнению которых они не подготовлены в классе. Непременным условием успешного выполнения домашних заданий должно быть соответствие упражнений, выполняемых в классе под руководством учителя.

Важная составная часть подготовки учащихся к самостоятельной работе – формирование у учащихся общеучебных умений:

- планировать свое время и ориентироваться в учебном материале, в частности выделять в нем главное;

- работать с книгой, справочной литературой;

- осуществлять само- и взаимоконтроль.

Данные умения формируются при условии системной организации самостоятельной работы, когда один вид самостоятельной деятельности готовит школьников к другому.

Я считаю, что в своей работе каждый учитель должен применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса у учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, что повышает эффективность урока.

Ребенок, приступая к изучению иностранного языка, стремиться научиться общаться на нем. Задача учителя – поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. Путь к таким заданиям лежит через упражнения, которые можно выполнить уже на этапе освоения языкового материала.

Каждый учитель знает, что процесс самостоятельной работы школьника зависит прежде всего от его готовности к этому виду деятельности. А готовность к самостоятельному труду предполагает определенный уровень его лингвистической подготовленности, наличие у него сформированных знаний и умений, а также его желание знать больше.

Мотивационная готовность учащихся является одним из важнейших аспектов проблемы по самостоятельной работе. Все мы знаем, что учебный процесс протекает более успешно, если у учащихся сформирована положительная мотивация: познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, чувство долга, ответственности.

На начальном этапе ученикам нравится говорить, читать на иностранном языке, воспринимать иноязычную речь на слух. У учащихся доминирует интерес к содержанию предмета и способам познания. Так, учащиеся 5-6 классов с интересом осваивают учебный материал, видя возможность его практического применения, охотно включая в речевую деятельность при обсуждении особо важных тем: “People in the family”, “Food”, “Sports and Games”, “Seasons”, и т.д.

Использование в работе актуального материала, включение в процесс познания различных аудиовизуальных средств, опор, ключей, познавательных игр, создание учебных ситуаций общения личностной направленности стимулируют самостоятельную работу учащихся, поддерживают интерес к изучению иностранного языка.

Особые трудности вызывает у учащихся 5-6 классов самостоятельная работа над домашним чтением. Поэтому в своей работе нужно уделять внимание воспитанию культуры учебного труда, целенаправленному планированию самостоятельной работы школьников, использованию карточек для чтения и индивидуальной работы учащихся.

Домашнее задание играет важную роль в овладении учащимися умением осмысленного чтения, помогает повторить и закрепить лексический и грамматический материал, увеличивает их потенциальный словарь. Активное внедрение самостоятельной работы над текстами книги для чтения создает условие для систематического изучения иностранного языка.

Регулярное обсуждение прочитанных дома текстов в значительной степени способствует и формированию умения говорения.

Целенаправленная работа по формированию умения чтения, предварительное снятие предполагаемых трудностей позволяют не только успешно учить школьников рациональным приемам самостоятельного учебного труда, но и поддерживать интерес к изучению иностранного языка.

Воспитательные возможности самостоятельной работы возрастают в том случае, если организовать школьников по принципу контактных групп, куда входят ученики с различным уровнем языковой подготовки, но одинаковыми интересами. Такая группа выполняет одно и тоже задание, которое распределяет между учащимися в соответствии с их интересами и языковыми возможностями.

Управление самостоятельной работой может быть эффективным лишь при условии осуществления дифференцированного подхода к группам учащихся разного уровня обученности. Простейший случай реализации такого подхода: использования дополнительных опор для ребят со слабой языковой подготовкой при выполнения задания, единого для всей группы. Например, при работе в парах со слабым учеником, задающим вопросы, можно дать схему вопросительного предложения и варианты начала соответствующих вопросов на английском языке.

Решая вопрос об организации учебной деятельности учащихся на уроке, часто используют парную и групповые формы работы. Для организации групповой работы можно приготовить специальные карточки с заданиями, которые позволяют вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса, обеспечить оперативный контроль за работой каждого, эффективно управлять деятельностью всего класса. Например: класс делится на две группы: одна представляет американскую делегацию, другая – российскую. Внутри каждой группы три-четыре человека получают карточку с опорными словами.

Представители групп готовят сообщения по теме: рассказывают о жизни в сельской местности в России и Америке. Учащиеся со слабой подготовкой при составлении своего небольшого высказывания имеют возможность воспользоваться предложениями подставочной таблицы.

Работая в группах, у ребят появляется ответственность за порученное дело, возникает чувство взаимопомощи. Школьники учатся аргументировать свою точку зрения, логично строить высказывания. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. А главное – групповая работа учит школьников самостоятельности в обучении.

Общеизвестно, что школьники легко и непринужденно осваивают материал, который им доступен, когда приемы и виды работы при этом интересны для них. В нашей работе можно также использовать игры, в том числе и ролевые. Так, в игровой форме учащиеся легко и с интересом выполняют такие задания, как управляемый диалог. Возьмем простейший пример:

- Excuse me.

- Yes.

- Can you tell me the time, please?

- Certainly. It is four o’clock.

- Thanks.

- Not at all.

Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. Ребята сами придумывают много оригинальных вариантов.

Далее работу над диалогом можно продолжить. Задание учащимся – расширить диалог, добавив пять-шесть своих реплик, в зависимости от ситуации.

Использование учебной ситуации на уроке может служить разными целями обучения: развить умения диалогической и монологической речи, способствовать усвоению лексического и грамматического материала, служить средством проверки прочитанного и т.д.

Все описанные приемы обучения и виды работ помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.

09.10.2015 19:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП