СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Творческое единство учителя и ученика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое главное в воспитании Человека и Музыканта - контакт ученика и учителя. Когда в класс приходят малыши, у одних в глазах вопрос и недове­рие, у других - интерес и решимость узнать этот незнакомый и такой при­влекательный мир Музыки. Очень важно "войти" в жизнь ребенка, стать его единомышленником в осмыслении того неведомого, что ждет впереди. Му­зыка должна стать близкой и понятной неназойливо, естественно.

Атмосфера занятий музыкой должна быть радостной, непринужден­ной, пробуждать воображение. Искусство преподавателя - создать такие ус­ловия, при которых каждый урок будет праздником и взаимным творческим поиском. Начинающий педагог должен посещать уроки опытных педагогов музыкальных школ, в преподавании которых непосредственное творческое взаимодействие с учеником строится на основе исполнительского анализа произведений. Изучение чужого опыта должно сочетаться с анализом своей педагогической работы и умением принимать практические решения.

Главное для педагогического процесса - помочь своему ученику "найти себя", не навязывая собственное мнение, а подсказывая правильный путь в музыке. Надо развивать артистическое мыш­ление, подчеркивая, что бывает "безликое" исполнение, а бывает яркое, об­разное, передающее стиль и характер исполняемого произведения.

При этом очень важно привить любовь к работе. Недаром говорится: «Гений есть труд!» Умение сочетать вдохно­вение с постепенно зарождающейся способностью понимать музыку является одним из условий творческого сближения педагога и воспитанника.

Для достижения такого творческого единства педагогу необходимо:

· знать общие и музыкально-психологические особенности ученика, "улавливать" реакцию ребенка на поставленные перед ним творческие учеб­ные задачи;

·методически последовательно подводить ученика к секретам овладе­ния исполнительским мастерством, грамотно подбирать репертуарный план;

· воспитывать музыканта, умеющего самостоятельно работать;

·проводить работу с родителями и внеклассные мероприятия.

Главным видом деятельности детей школьного возраста является уме­ние, состоящее в приобретении знаний, умений и навыков. С психологиче­ской точки зрения обучение - процесс двусторонний, в нем принимают уча­стие два лица: учитель и ученик. Учитель передает знания ученику, ученик воспринимает то, что дает педагог. При этом воспитанник должен быть дея­тельным, думающим, активным.

Дети младшего возраста воспринимают музыку непосредственно, эмо­ционально. В связи с их ограниченной возможностью сосредотачиваться на отдельных деталях нотного текста, педагог- воспитатель должен постоянно стимулировать интерес к новому, давать толчок к воображению. Старшие же ученики понимают связь приемов игры на инструменте с выразительностью зву­чания. Их чувственное восприятие опирается на эмоции и носит все более осознанный характер. Общаясь с учеником, преподаватель должен выявить особен­ности дарования своего воспитанника, понять причины недостатков в испол­нении разучиваемых произведений. На этой основе зарождается индивиду­альный подход, важный для дальнейшего успешного продвижения в разви­тии музыканта.

Удачный подбор репертуара - основной фактор в исполнитель­ском формировании музыканта. Знание художественных достоинств музыкальных произ­ведений школьной программы приходит в результате многолетней работы с учениками разных способностей. Педагог должен не только досконально изучать произведения, непосредственно прорабатываемые в классе, но и по­стоянно знакомиться с новым репертуаром, подбирая пьесы разных стилей и жанров с установкой на развитие отдельных, чаще всего длительно формирующихся навыков. При этом надо учитывать особенности каждого ученика, то есть подходить к подбору индивидуальной программы дифференцированно. Для особо одаренных детей возможны отступления от традиционной программы. Сознательно включая в их индивидуальный план произведения, значительно превышаю­щие уровень трудностей данного класса, следует, однако, осторожно вводить сложные в жанрово-стилистическом отношении пьесы, так как дети еще не могут постичь их образно-эмоциональное содержание, что наносит ущерб развитию художественной индивидуальности. Должен преобладать принцип постепенности усложнения художественных и технических задач.

Если в первые годы обучения возможности проявления самостоятель­ности при разучивании произведений или овладении исполнительскими приемами крайне ограничены, то у учащихся старшего возраста акти­визируется стремление к самостоятельному прочтению нотного текста хотя бы таких произведений, которые близки им по музыкальному языку и прие­мам звукоизвлечения. Опасны все еще существующие формы обучения, когда ребенку все "расшифровывается". Это и есть "натаскива­ние", которого нужно избегать.

Здесь нельзя не сказать о том, как важно научить ученика читать с лис­та. Чем совершеннее музыкально-слуховые представления, тем точнее двига­тельные функции исполнительского аппарата, и наоборот: чем выше уровень игровых навыков, тем ярче музыкальные представления. Эта взаимосвязь и обусловливает качество чтения нот.

С первых шагов начинающего ученика необходимо приучать осмыс­ленно, грамотно разбирать нотные тексты. План работы необходим, гак как разбор, как правило, занимает у учеников много времени из-за бессистемной домашней работы. Главная цель при этом заключается в том, чтобы как мож­но быстрее перейти от разрозненного процесса "складывания" отдельных звуков к слитному процессу исполнения. Ведь что такое разбор? Это первое знакомство, первое впечатление, первое ощущение. Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. С этой целью полезна своеобразная "разведка глазами", в ходе которой ученик определяет:

- жанр ; - регистры;

- характер произведения ; - ритм;

- темп ; паузы;

- ключи ; - динамические оттенки:

- знаки альтерации; мотивы, фразы;

- размер; - аппликатуру.

- затакт;

Чем опытнее педагог, тем больше значения он придает навыкам разбо­ра. Он знает, что недостаточное внимание к этому виду работы в дальнейшем затруднит процесс обучения. Совершенствовать эти навыки надо системати­чески. Трудно переоценить практическое значение умений и навыков чтения нот с листа как важнейшего средства воспитания художественного вкуса и развития исполнительских способностей.

Нагрузка в школах достаточно велика, и поэтому, приходя на урок, ученики нередко говорят в свое оправдание: "Не успел по­заниматься". Урок должен быть взаимным творчеством, а мы часто занима­емся "черновой" работой. Естественно, профессионализм страдает. Наши учащиеся участвуют во многих зональных и областных конкурсах. Но это единицы - те, кто увлечен музыкой и живет ею. Основной же контингент - так называемые "заурядные" дети. Вот о них и хочется ска­зать.

Общение с ребенком, не обладающим яркими музыкальными данными, но любящим музыку и стремящимся ее познать, протекает иначе. В этом слу­чае педагогу приходится искать такие возможности, которые представляли бы художественный интерес для ученика и были бы ему доступны и понят­ны. Трудность работы заключается в том, чтобы то звено в обучении, которое тормозит развитие ученика, было выявлено. У этого типа учащихся ответная реакция на предлагаемые задания, как правило, замедленная и выражена, по­рой, в неестественности исполнения. Надо проявлять исключительный такт при оценке отрицательных сторон услышанного исполнения. Упреки в адрес ученика, даже в случаях лености последнего, не спо­собствуют усилению авторитета педагога, а рождают у ребенка чувство не­уверенности в себе, подавляют его инициативу. Заинтересовать его музыкой можно через относительно самостоятельно выполняемые задания, постепен­но расширяя рамки изучаемого репертуара.

У нас в школе учатся дети с разными возможностями. Бывает, посту­пив в школу с прекрасными музыкальными данными, такие дети развиваются мед­ленно, учатся лениво, не имея стремления к ученью. И наоборот, те, кто при­ходит в школу с плохими данными, но имея большое желание к познанию, прекрасно осваивают учебный материал. Если ученик трудолюбив - он умеет работать, умеет работать - есть результат, есть результат - есть желание учиться.

Сближение педагога с учеником в значительной мере зависит от мас­терства педагога и меры самостоятельности ученика. Воспитание самостоя­тельности должно быть неустанной заботой педагога, начиная с младших классов.

Талант учителя подразумевает дар общения, умение влиять по-музыкантски и по-человечески, способность вникать в духовный мир каждо­го ученика. В системе отношений учитель - ученик есть своя стройность, справедливость, гармония, ибо отдавший — приобретает. Педагогическое творчество, как и всякое иное, преобразует самого творца, обогащает его. Успех ученика - вот конечная цель педагога.

Независимо от того, выбрали наши выпускники путь музыканта - профессионала или нет, они выросли духовно интересными, эстетически гра­мотными, культурными людьми и творческими личностями.

04.06.2016 11:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП