СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская деятельность учащихся в условиях реализации стандартов нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-исследовательская деятельность учащихся

в условиях реализации стандартов нового поколения

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, один из самых эффективных. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Задача учителя – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого результата или объекта. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Как отмечает А. И. Савенков (российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости), «исследование – бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придёт, какие сведения получит, будут они для него и для других детей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была».

В основе метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

При формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, в современной педагогике по степени самостоятельности ребёнка выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае ребёнку предстоит найти самостоятельно.

Второй уровень – проблему ставит взрослый, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне ещё допускается коллективный поиск.

На третьем – высшем – уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.

Младшие школьники способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности. Выделяем четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:

1 блок - организационные умения

организация рабочего места;

планирование работы.

2 блок – умения и знания исследовательского характера

выбор темы исследования;

целеполагание;

умение выстроить структуру исследования;

методы исследования;

общелогические методы;

поиск информации.

3 блок – умение работать с информацией

структурирование информации;

выделение главного;

упорядоченное хранение информации.

4 блок – умение представить результаты своей работы

формы представления результатов;

требования к докладу;

требования к речи докладчика.

Если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие основные этапы:

выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

выдвижение гипотез;

поиск и предложение возможных вариантов решения;

сбор материала;

обобщение полученных данных;

подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.);

защита проекта.

Первый этап определение темы и постановка цели и задач исследования.

Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в группы:

фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений;

эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов;

теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Выяснить интересы детей можно с помощью вопросов из тетради А.И. Савенкова «Я – исследователь».

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)

3. Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?

4. По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Когда определены интересы, можно выбирать темы исследования. При этом следует помнить, что:

1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Как показывает практика, с определением целей и задач возникают трудности. Младшим школьникам часто нравится всё. И определить, зачем они будут заниматься каким-либо делом, они не могут. В этом необходима помощь и умные наводящие вопросы учителя.

На всех этапах работы следует иметь в виду, что ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Следует помнить, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения.

Использование исследовательского метода предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо:

владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения и не подавляя детей своим авторитетом;

уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных исследований.

При организации исследовательской работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Организация исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Исследовательская работа с учащимися является кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику:

работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива;

сформировать научно-исследовательские навыки; реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться.

07.11.2017 20:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!