СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учебный план основного общего образования
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план и основные положения Пояснительной записки к учебному плану разработаны на основе следующих нормативно-правовых документов:
Учебный план основного общего образования представлен недельным вариан-том распределения учебных часов, которые определяют объем изучения учебных предметов.
Учебный план для 6-9 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжите-льность учебного года составляет в 6-8 классах 35 недель, в 9-ых классах - 34 учеб-ные недели. Продолжительность урока 45 минут. Режим учебных занятий предус-матривает шестидневную учебную неделю для 6-9 классов.
Организация образовательного процесса регламентируется годовым календар-ным учебным графиком и расписанием занятий. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летние каникулы - 13 кален-дарных недель.
Учебный план 6-9 классов включает учебные предметы федерального компо-нента и компонента образовательного учреждения в соответствии с максимально допустимой недельной нагрузкой в режиме 6-дневной учебной недели.
Учебный план отражает цели и задачи основной образовательной программы кадетского корпуса, ориентированной на достижение воспитанниками планируе-мых результатов, выраженных в личностном развитии, сформированных учебных компетенциях, знаниях предметного содержания и опыта социального активного поведения.
Цели общего образования в рамках федерального государственного образова-тельного стандарта представляются в виде системы ключевых задач, отражающих основные направления:
личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональ-ных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также разви-тие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, страте-гиями и способами учения, самообразования и саморегуляции;
социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриоти-ческих убеждений, освоение социальных практик, формирование способности и го-товности принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, сотрудни-чать и свободно общаться на русском и иностранных языках;
общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и миро-вой культуры.
Специфика ГБОУ РО «Донской Императора Александр III казачий кадетский корпус» обуславливает ряд особенностей в образовательном процессе на уровне ос-новного общего образования, отражающих сущность кадетского образования, кото-рые заключаются в работе образовательной организации в режиме полного дня, по-вышенном внимании к духовно-нравственному и военно-патриотическому, эстети-ческому, музыкальному воспитанию, военно-физическому развитию воспитанников, что неизбежно определяет интеграцию учебных планов основного и дополнительно-го образования
Содержание основного общего образования является относительно завершен-ным и базовым для освоения среднего общего образования, подготовки воспитан-ников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределе-ния и самообразования.
Особое место на уровне основного общего образования принадлежит 6 классу.
Содержание обучения в 6 классе реализует принцип преемственности и, обес-печивает адаптацию воспитанников кадетского корпуса к новым для них условиям и организационным формам обучения.
Особенности развития детей 12-13 лет (6 класс) связаны:
ГБОУ РО «Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус» реализует на уровне основного общего образования ступени учебный план, струк-тура которого включает федеральный компонент и компонент образовательного учреждения. Часы вариативной части направлены на усиление предметов федераль-ного компонента, углубленное изучение отдельных предметов в 8-9 классах, на рас-ширение предметного содержания в контексте краеведческого материала, особен-ностей культурно-исторического развития Донского края, культурно исторических традиций Донского казачества. Предметы естественнонаучного цикла включают учебные модули, содержание которых отражает региональные особенности экологи-ческих проблем, климатических явлений, природных изменений.
С целью развития основ читательской компетенции, овладения чтением как средством, в 8 классе учебный предмет «Литература» усилен 1 дополнительным ча-сом из компонента образовательного учреждения.
Введены дополнительные часы по русскому языку в 8-9 классах для усиления федерального компонента. Они направлены на речевое развитие воспитанников, на формирование коммуникативных способностей, на расширение разделов «Функцио-нальные разновидности языка» и «Язык и культура». Это позволяет активизировать подготовку к государственной итоговой аттестации воспитанников 9 классов.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ», направленный на обеспечение все-общей компьютерной грамотности, изучается в 6-7 классах в качестве учебного мо-дуля (начальный курс) один час в неделю за счет ресурса вариативной части и с 8-го класса как самостоятельный учебный предмет, по 2 часа в неделю. В 8 классе подго-товка по «Информатике и ИКТ» усиливается 1 часом в неделю через ресурс компо-нента образовательной организации.
В 9 классах отводится 1 час на усиление учебного предмета «Алгебра» с це-лью расширения практики решения алгебраических задач, формирования функцио-нальной математической грамотности у воспитанников.
В связи со спецификой и особенностями ГБОУ РО «Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус» как государственного образовательного учреждения, имеющего статус казачьего учебного заведения в 7,8,9 классах сплани-рован учебный предмет «История казачества» (общим объемом 104 часа) и специа-льный учебный курс в 6 классе «История кадетских корпусов» (объемом 35 часов), что позволяет сформировать у кадет систему знаний по истории родного края, соз-дать условия для формирования в них разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные (казачьи) традиции.
Специальный учебный курс «История кадетских корпусов» спланирован к изучению интегративно с учебным предметом «История казачества».
Модульный учебный курс по «Всеобщей истории» спланирован по 1 часу в неделю в 9 классе с целью расширения знаний воспитанников пониманию роли России в мировой истории 20 века.
Естественнонаучный цикл предметов усиливается 1 часом биологии в 6 клас-сах. В 6,7 классах введен курс ОБЖ в целях формирования здорового образа жизни подростков на основе научных знаний и практической ориентации в выборе социа-льного поведения, экологических принципов жизнедеятельности, личной безопас-ности.
Содержание курсов «Основы православной культуры» в 6,7 классах, «Нравст-венная культура» в 7-м классе способствуют формированию мировоззрения воспи-танников на основе духовно-нравственных ценностей и культурно-исторических традиций народов России. Курсы направлены на осмысление социальных поступ-ков, выстраивание социального поведения в рамках нравственно-правового прост-ранства. Основные формы организации занятий – деловые игры, инсценирование социальных ситуаций, обсуждение реальных поступков, работа с историческими документами, экскурсии.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 6,7классах в объеме 1 часа в неделю как компонент учебного плана образователь-ного учреждения и дополняет курс ОБЖ в 8классе объёмом 1 час в неделю за счёт ресурса федерального компонента. Это обеспечивает не только последовательное освоение программы курса, но и отвечает целевым установкам формирования куль-туры здорового и безопасного образа жизни.
В 8-м классе в рамках учебного предмета «Технология» проводится работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации воспитанников за счет включения модуля «Моя профессиональная карьера» в содержание предмета «Технология» с объемом учебной нагрузки не менее 17 часов в год.
В целях профориентации на государственную службу в силовых структурах и государственную службу российского казачества, привития навыков начальной военной подготовки в 9 классе спланирован курс «Начальная военная подготовка» объемом 34 часа (1 час в неделю).
В 9 классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предме-там основного общего образования, и создаются условия для осознанного выбора воспитанниками либо среднего общего образования в кадетском корпусе, либо ино-го варианта жизненной стратегии – выбора среднего профессионального образова-ния.
Компонент кадетского корпуса |
|||
6 классы |
7 классы |
8 классы |
9 классы |
Русский язык |
Русский язык |
||
Литература |
|||
Информатика и ИКТ |
Информатика и ИКТ |
Информатика и ИКТ |
Алгебра |
История кадетских корпусов |
История казачества |
История казачества |
История казачества |
Биология |
|||
Основы православной культуры |
Основы православной культуры |
||
ОБЖ |
ОБЖ |
Технология (черчение) |
Технология (черчение) |
Всеобщая история |
|||
Начальная военная подготовка |
|||
Нравственная культура |
При организации образовательного процесса в рамках вариативного компо-нента учитывалось, что реализация курсов вариативной части учебного плана основана на ст. 35 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания», которая предусматривает следующее: «Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовате-льных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осущест-вляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
При наполняемости классов 20 человек осуществляется деление классов на две группы: при проведении занятий по иностранному языку (6-9 классы), техноло-гии (6,7,8 классы), по информатике и ИКТ (6 – 9 классы).
© 2015, Шелковский Владимир Павлович 791