СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Овладение учащимися полноценным навыком выразительного чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем выразительное чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности выразительное чтение представляет чрезвычайно большие возможности для нравственного, умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Всё вышесказанное подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка выразительное чтения от класса к классу.
Процесс овладения техникой выразительного чтения начинает формироваться уже в период обучения грамоте. Как совершенствуется навык выразительного чтения в дальнейшем? Какие условия обучения в наибольшей степени способствует этому? Организуя работу над развитием навыка выразительного чтения, учитель исходит из сущности навыка чтения (его природы), а также из задач, которые поставлены перед уроками классного чтения.
Выразительное чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого. По мере овладения учащимися процессом чтения, происходит всё большее сближение, всё более тонкое взаимодействие между указанными компонентами (между восприятием и произнесением, с одной стороны, и осмысливанием с другой). Конечной задачей развития навыка выразительного чтения является, таким образом, достижение того синтеза между отдельными сторонами процесса чтения, каким характеризуется чтение опытного чтеца. Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в выразительном чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее.
Навык выразительного чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Можно выделить три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действия, и этап автоматизации. Аналитический приходится на период обучения грамоте. Для синтетического этапа зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. Более того, понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение,
т. е. выразительное чтение осуществляется по смысловой догадке. На синтетическое чтение учащиеся переходят в третьем классе. В последующие годы выразительное чтение всё более автоматизируется. А это означает, что сам процесс выразительного чтения все менее осознаётся учащимися. В последнее время в методической литературе большое внимание уделяется вопросу взаимообусловленности формирования навыка выразительного чтения и формирования умений работать с текстом, Я считаю, что на уроках чтения необходимо работу над произведением организовать так, чтобы анализ содержания одновременно был направлен и на совершенствование навыка чтения (задания нацеливали бы на осознанное выразительное чтение текста). Для формирования полноценного навыка выразительного чтения и в короткие сроки положительное влияние оказывает систематическое выполнение упражнений в выразительном чтении (в том числе последовательное обучение выразительному чтению про себя и самостоятельной работе над ним).
© 2018, Титова Татьяна Сергеевна 195