СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся выразительно читать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение учащимися полноценным навыком выразительного чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем выразительное чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности выразительное чтение представляет чрезвычайно большие возможности для нравственного, умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Всё вышесказанное подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка выразительное чтения от класса к классу.

Процесс овладения техникой выразительного чтения начинает формироваться уже в период обучения грамоте. Как совершенствуется навык выразительного чтения в дальнейшем? Какие условия обучения в наибольшей степени способствует этому? Организуя работу над развитием навыка выразительного чтения, учитель исходит из сущности навыка чтения (его природы), а также из задач, которые поставлены перед уроками классного чтения.

Выразительное чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого. По мере овладения учащимися процессом чтения, происходит всё большее сближение, всё более тонкое взаимодействие между указанными компонентами (между восприятием и произнесением, с одной стороны, и осмысливанием с другой). Конечной задачей развития навыка выразительного чтения является, таким образом, достижение того синтеза между отдельными сторонами процесса чтения, каким характеризуется чтение опытного чтеца. Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в выразительном чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее.

Навык выразительного чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Можно выделить три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действия, и этап автоматизации. Аналитический приходится на период обучения грамоте. Для синтетического этапа зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. Более того, понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение,

т. е. выразительное чтение осуществляется по смысловой догадке. На синтетическое чтение учащиеся переходят в третьем классе. В последующие годы выразительное чтение всё более автоматизируется. А это означает, что сам процесс выразительного чтения все менее осознаётся учащимися. В последнее время в методической литературе большое внимание уделяется вопросу взаимообусловленности формирования навыка выразительного чтения и формирования умений работать с текстом, Я считаю, что на уроках чтения необходимо работу над произведением организовать так, чтобы анализ содержания одновременно был направлен и на совершенствование навыка чтения (задания нацеливали бы на осознанное выразительное чтение текста). Для формирования полноценного навыка выразительного чтения и в короткие сроки положительное влияние оказывает систематическое выполнение упражнений в выразительном чтении (в том числе последовательное обучение выразительному чтению про себя и самостоятельной работе над ним).

12.12.2018 21:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!