СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школа… Это удивительный мир, мир, который дарит радость общения, счастье погружения в мир детства…
Быть учителем не просто, но интересно. Общаясь с детьми, не только учу, но и сама учусь у них.
Великий китайский мудрец Конфуций однажды сказал: «Учитель и ученик растут вместе.». Что он имел в виду? С моей точки зрения растут, значит, развиваются: расширяют круг знаний, умений. При этом усложняется система взаимодействий (учебных, коммуникативных, личностных и др.) Развиваться значит больше понимать, больше чувствовать, больше предвидеть. В процессе учения формируется мировоззрение, навыки, которых раньше не имел ученик.
А что же учитель? Чему он учится в процессе совместного обучения и сотворчества? По моему мнению, учитель прежде всего расширяет знания о самом ребенке: каждый новый ученик – это новая вселенная, со своими законами, неоткрытыми талантами. Учителю еще предстоит их найти, понять, зажечь и показать не только другим, но и главное – самому ребенку. Вдохновить его на использование своего потенциала.
Не случайно знаменитый российский педагог Симон Соловейчик сказал: «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его.». Так и в современное время, пробиваясь через тьму незнания, проблем и трудности просветления учитель и ученик вместе выходят к звезде понимания, сиянию света знания.
Считаю, что современная школа – это творческая мастерская учителя и ученика, где они друг у друга чему-то учатся, вместе познают что-то новое, решают поставленные перед ними проблемы и задачи.
Ученик и учитель – два пути, две дороги,
Это жизни начало, это сердца тревоги…
Но как будто в одну вместе спаяны, слиты,
Словно к дереву жизни кем-то высшим привиты.
Зацветает одна, продолжает другая,
И не видно процессу ни конца и ни края…
Лишь стремительно бегущее время накладывает свой отпечаток. В наш век информационных технологий, в динамично развивающемся мире меняется роль учителя. Он становится тьютором, проводником в мире знаний. Он помогает ребенку разобраться в потоке информации, направляет его самообразовательную работу.
Как учитель даю прежде всего детям знания, помогаю определиться с выбором профессии, учу самостоятельности, прививаю чувство патриотизма, уважения к старшим и друг к другу. Что же они дают мне взамен?
Среда… Первый урок истории в 5 классе. В класс вбегают озорные, весёлые, игривые ребятишки. На меня смотрит 9 пар улыбающихся глаз. Эта россыпь глазёнок смотрит на меня с ожиданием какого-то чуда, и я понимаю, что улыбка сама по себе появляется на моём лице. Это радость общения, жизни и встречи.
На второй урок приходят одиннадцатиклассники. Уже сформировавшиеся личности, умеющие отстаивать свою точку зрения, решать проблемные задачи при этом корректно споря с учителем. Разве же это плохо? Просто замечательно! Это прекрасная возможность сотрудничества, сотворчества, сопереживания. Наступает время третьего урока - истории в 8 классе. Это класс-почемучек. Постоянно интересующие их вопросы и поставленные проблемы не дают мне шанса сидеть сложа руки. Я постоянно нахожусь в процессе развития и самообучения.
Расту ли я по мере роста своих учеников? Безусловно. Каждый раз, когда ко мне приходят пятиклашки, я как бы заново начинаю процесс обучения, в том числе и своего. Новое поколение - новые подходы и технологии. Постепенно, по мере роста знаний моих учеников, я и сама расту, переходя на более сложный уровень общения, абстрактного мышления, межличностных отношений.
Заканчивают ученики одиннадцатый класс - и я отмечаю, что с очередным выпуском действительно достигла чего-то большего, совершенного. Следовательно, выросшее поколение учеников тоже передало мне частицу своего видения мира, обогатило мои представления о поисках ответов на проблемные вопросы. Ведь «обучая других, мы учимся сами». Как прав был великий римский философ Сенека!
Сегодня моя работа - это лестница, по которой мы с учениками шагаем вперед, преодолевая трудности, разочарования, вместе разрешая проблемные ситуации, радуясь маленьким успехам, которые придают нам уверенность и силу. Наша дорога полна творческих приключений. Каждый «открывает» для себя что-то новое. Я помогаю ученикам развиваться, а ученики способствуют моему развитию. Мы растём вместе. В каждого ученика вложены труд, силы, душа. Каковы мои надежды как учителя? Конечно, надеюсь, что это новое, вливающееся в жизнь поколение, сможет создать лучшее будущее. И в этом лучшем будущем - и моя заслуга. Чем полнится душа? Воспоминаниями…. вспоминаю, как этот небольшой по меркам человеческой жизни, но очень важный период мы шли вместе. Вместе - это значит:
В - взаимно обогащая друг друга новыми знаниями, новыми чувствами, новыми радостями;
М - мудро, уступая друг другу, стараясь понять и помочь;
Е – естественно, без насилия, для души каждого;
С - степенно, без спешки, с достоинством проходя нелегкий процесс общения и обучения;
Т – трудолюбиво, терпимо по отношению друг к другу.
Е – единогласно, продолжая расти от одного корня – корня любви к стране, к жизни, ко всем людям, продолжая преумножать доброе и вечное.
Вместе, я и мои ученики взрослеем, духовно растём, приближаемся к совершенству. Ученики уходят в жизнь, чтобы воплотить цель, которую они поставили перед собой в этой жизни. Я беру новых учеников, чтобы снова вместе пройти трудный, но такой важный путь к знаниям.
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот мир вместе со своими учениками.
© 2019, Любимова Светлана Николаевна 300