СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель глазами Шалвы Амонашвили

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просто цитирую АМОНАШВИЛИ и радуюсь. Моя работа - мой смысл жизни.

"Пусть знают все, кто мною интересуется. Я учитель. Я знаю, что моя жизнь ведет меня против течения, веду своих учеников не в прошлое, где река вливается в море и исчезает, а в будущее, где в высоких горах берет она начало в чистоте и в истине. Моя жизнь есть борьба за светлое сердце и светлый разум моих учеников. Я разбираюсь в хитрых уловках тьмы и понимаю скрытую ее цель: создать через образование легко управляемое общество потребителей, интересы которого будут те же, что и граждан Древнего Рима – «хлеба и зрелища». Я имею три оружия против тьмы. Первое – это мое личное устремление к духовно возвышенному образу жизни. Второе – совершенствование в себе искусства воспитания и преданной любви к детям. Третье – общение и единение со Светлыми Силами и следование Зову сердца, через которое проявляется могущество Водящей Руки. Я учитель, ведомый Учителем. Точка."

А это из примерной программы авторской школы. Мечтали об этом?

Авторская программа «Школа Жизни» рекомендована педагогическим коллективам Координационным Советом Международного Центра гуманной педагогики (решение от 17.07.2013).

Глава 1. Учитель

Образовательный процесс является субъективной действительностью. В каждом конкретном случае его творит педагог (учитель, воспитатель). От его сознания, сердца, характера, воли, опыта, знаний, устремленности, от его личности в целом зависит качество образовательного процесса: он такой, каким является сам педагог. Он может верить или не верить в возможности своих учеников, может любить или не любить свою профессию и детей, может быть добрым или злым, новатором или консерватором и т.п. – и каким бы он не был, субъективное состояние его духа обязательно отразится на творимый им образовательный процесс. Кстати говоря, главными факторами реформирования образования являются не новые образовательные стандарты или так называемые «технологии», не новые дидактические средства и «современное» оборудование, не новые учебные планы и учебники и т.д., а сам учитель, воспитатель. Учитель реформирует школу, он же, к сожалению, деформирует ее. «В деле обучения, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - писал К.Д.Ушинский. Дополним эту мудрость: во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя сознание и сердце учителя. Гуманную педагогику может творить только гуманной души человек. Ее нельзя творить одним лишь интеллектом; интеллект нужно пропустить через доброе сердце, чтобы получить добрый и радостный образовательный процесс.

Возможность осуществления данной авторской программы полностью зависит от личностных устремлений учителя, от коллективной воли педагогического сообщества.

Для одних учителей это не будет проблемой: по своей естественной природе они доброжелательные, любят детей, профессию выбрали по зову сердца. Им не будет трудно возвысить свое сознание до уровня понятия духовного гуманизма. Они примут гуманную педагогику как долгожданную, как свою позицию.

В других, устремленных к творчеству и открытых к новому, идеи гуманной педагогики вызовут интерес и воодушевление. Они найдут в себе волю, чтобы перестраивать свое сознание, совершенствовать свой характер и отношения, взращивать в себе необходимые качества.

Третья группа учителей, в силу своих убеждений, не захочет заняться гуманной образовательной практикой, а принудить ее через административное давление нельзя.

Авторская программа может быть успешно осуществлена в тех школах, где большинство учителей склонно принять ее, проявляет желание и энтузиазм. В школах же, где большинство учителей придерживается авторитарного  педагогического процесса, данная программа не оправдает себя, но может стать путеводной нитью для тех энтузиастов, которые готовы встать на тернистую дорогу педагогического добросердечия, беззаветной любви к детям, преданности профессиональной миссии учителя. Тернистой потому, что должны будут приготовиться к серьезной и кропотливой заботе о своих учениках иногда без должной поддержки от администрации школы, коллег по работе и даже ряда родителей, которые привыкли думать, что задача педагога — наставлять, поучать, натаскивать, «вбивать» знания в «нерадивых» учащихся. При этом учитель, вставший на путь гуманной педагогики, должен понимать: главным помощником и радетелем развития Ребенка является заинтересованный, образованный и любящий родитель. Именно поэтому учитель достаточное время должен будет уделять общению с родителями, их просвещению и приобщению к воспитательной и образовательной деятельности в духе педагогического гуманизма. Тогда его успех будет обеспечен.

Учитель, ставший участником осуществления авторской программы, принимает на себя миссию претворения в жизнь «Манифеста гуманной педагогики», «Кодекса чести и служения учителя» и шаг за шагом совершенствует себя: расширяет сознание, овладевает искусством любви к детям, общения с ними, утончает свой характер и т.д.

Глава 2. Педагогический ансамбль

Обычно руководители школ гордятся своим «хорошим педагогическим коллективом»; то есть, тем, что в школьном сообществе больше взаимопонимания, согласия, среди учителей много опытных и творческих, меньше возникают конфликты, нет группировок и борьбы между ними и тому подобное. Хороший педагогический коллектив не означает, что этот коллектив устремлен к единой цели, что у них есть согласованные образовательные планы. Скорее указывает на то, что каждый член сообщества делает свое дело как положено, но индивидуально. Идея хорошего коллектива ни есть основа для реализации авторской программы «Школа Жизни». Основой является понятие педагогического ансамбля: сообщество школы – как ансамбль, который исполняет педагогическую симфонию. Авторскую программу следует рассматривать как партитуру симфонии гуманной педагогики. Хотя каждый член ансамбля имеет свою исполнительскую часть в симфонии, но все они зависимы друг от друга и от партитуры: должна быть исполнена симфония, а ее творят все члены оркестра согласованно и совместными усилиями, под руководством дирижера.

Педагогический ансамбль представляет собой весьма высокую организацию коллектива. Он решает две проблемы.

Первая заключается в творении духа школы. Так как педагогическая симфония звучит постоянно, без перемен, то в образовательном пространстве постепенно зарождается особый дух, который есть синтез взаимной любви и уважения, духовной общности, радости школьной жизни и радости познания, веры в свои возможности, чувства защищенности и взаимопомощи, роскоши общения и утверждения своей личности, чувства свободного выбора и ответственности. Дух школы есть источник мотивов школьной жизни.

Вторая проблема связана с тем, что все движутся к единой конкретной цели. Цель во всех и во всем. То она видима, о ней говорят, ее напоминают, с нею сверяют педагогические действия. Но, как правило, цель растворяется во всем образовательном процессе – о ней не говорят, ее не видно, но ею пронизано все.

В педагогическом ансамбле каждый его участник знает, согласно авторской программе, к чему он направляет свои творческие усилия. Чувствует свою роль и ответственность за качество творимого ансамблем образовательного процесса. Таким образом, педагогический ансамбль, исполняя целенаправленную образовательную программу, творит симфонический педагогический процесс, находясь в котором ученик чувствует гармонию. А так как стремление к красоте и гармонии есть свойство его естественной природы, то ему хочется быть и жить в этой духовной атмосфере. Возникают возможности сотрудничества и духовного единения между учителями и учениками.

Нормами жизни педагогического ансамбля являются: доброжелательность, искренность, творчество, взаимность и взаимопомощь, устремленность, творящее терпение, преданность.

Педагогический ансамбль не допускает в своей среде раздражение, недоброжелательность, зависть, грубость, крики, оскорбление, унижение, сквернословие, праздность.

В условиях педагогического коллектива учитель ведет себя и «играет» на своем инструменте так, как сам считает нужным, потому все члены вместе создают «педагогическую какофонию». Конечно, ученик чувствует, переживает в этой действительности дисгармонию, в силу чего его покидают жизненные мотивы. В такой обстановке учителя не могут обойтись без принуждения учеников к дисциплине и учению.

Однако оркестр выродится во вполне заурядный музыкальный коллектив без должного внимания к репетициям и без подготовки к исполнению произведений на самом высоком уровне, без постоянного совершенствования мастерства при чутком руководстве дирижера. Точно также и школьный ансамбль без систематического продумывания и достраивания данной программы, без освоения и переосмысления сокровищницы идей и трудов классиков и новаторов мировой педагогики, без взаимовдохновения на педагогических советах, методических объединениях, без «мозговых штурмов» по разработке новых педагогических инициатив и проектов, очень незаметно может регрессировать к вполне традиционному исполнению педагогических задач в духе авторитарной педагогики, к расцвету учительского индивидуализма.

 

Категория: Всем учителям
20.01.2015 21:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП