СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительные места России. Плёс

Нажмите, чтобы узнать подробности

На правом берегу Волги между Костромой и Кинешмой приютился небольшой городок – Плёс. Он знал дни высшего подъёма его славы – и переживал полосы полного забвения. Известен был Плёс не только у нас, но и на Западе. Это было время (80-90-е годы), когда Плёс случайно вошёл в историю искусства и сделался как бы выразителем настроений части русской интеллигенции. Об этом, впрочем, будет сказано подробнее ниже. Плёс, прежде всего, красив. Красота Плёса – особая, своеобразная и многогранная. Плёс красив в целом, как изумительная панорама, красив и в каждой своей детали, в каждом изгибе, в каждом закоулке. Идя по холмам города, вы натыкаетесь на новые и новые эффекты, которые поражают и зачаровывают вас.

На всём Плёсе печать чего-то увядающего, шепчущего о прошлом. Дома. Их много – больших, просторных. Но они безлюдны и разрушаются, и на крышах их растут молодые берёзки.

Дома эти относятся к моменту экономического расцвета Плёса, когда он был ссыпным и закупочным пунктом. Купцы богатели, строили особняки – город «шумел». Это шло с незапамятных времён – вдруг: в Кинешме строится железная дорога. И Кинешма вырвала у Плёса его материальную базу и обрекла его на увядание. С этого момента, то есть с момента утраты значения хлебного ссыпного пункта, Плёс экономически уже не возрождается. Трезвую приходо-расходную книгу сменяет лирика. Это та лирика, о которой сам Плёс и не подозревал, которая вдохновила одного из гениальнейших «барбизонцев»1 Левитана создать свои шедевры, которая сделала Плёс центром паломничества части русской интеллигенции, чающей «бёклиновских» элегий2.

…Вот в это-то время, когда «проснувшийся» и оборвавший свой смех Чехонте превращается в Чехова и пишет «Хмурых людей» и «Палату № 6», – его друг Левитан плывёт на пароходе мимо Плёса. Панорама города изумляет его – и он, ехавший «куда-нибудь на этюды», высаживается в Плёсе со своими друзьями: художницей Кувшинниковой, Клодтом, Аладжаловым и др.3

Грустный, полный лирики Плёс, захватывает Левитана – и он пишет здесь свои лучшие вещи. Все пейзажи проникнуты щемящей тоской, но особенно популярной сделалась небольшая картина «Над вечным покоем»: в кучевых облаках, в дали, а особенно в часовенке, приютившейся на бугре, – много одиночества. Этой картиной Левитан попал в точку интеллигентских настроений.

Кстати, маленькая фактическая справка: многие думают, что эту картину Левитан написал целиком в Плёсе. Это не так. Часовня – это единственное, что он взял в Плёсе, остальное (пейзаж) написано в Тверской губернии, на озере Юдомля (Удомля).

Появление картин Левитана создало громкую славу Плёсу, он сделался любимым дачным местом, куда съезжались со всех концов России и с Запада.

Есть ли в Плёсе памятники старины? Самым ценным памятником северного деревянного зодчества являлась именно эта упоминаемая часовня. Это был редкий образец изумительной пропорциональности и выразительности, шедевр архитектурного творчества анонимных старообрядческих зодчих XVII века. Воспроизведена она была неоднократно и в «Сокровищах России», и в ежегоднике архитекторов-художников, и наконец, в «Истории архитектуры» под редакцией И. Грабаря. Закончила дни свои часовня грустно: в 1903 году её сожгли плёсские мальчишки.

На краю Плёса, вверх по её течению, стоит громадное ампирное здание, внушительное и стройное. Прошлое его загадочно, и среди перечисленных владельцев трудно указать, кто был коренным его владельцем и зачем ему в маленьком городишке понадобилось такое громадное здание. Особый интерес представляют ворота: стройные, украшенные прекрасной аркатурой. К сожалению, местный горсовет сломал их4. Есть ещё собор XVII века, очень интересный по архитектуре, но снятый с учёта по охране Наркомпросом как не уникальный.

Из памятников иного порядка необходимо отметить так называемую «винную гряду». Сооружение это – в виде гряды камней, идущей далеко в реку, имело целью «сгрудить» флотилию врагов, чтобы затем осыпать её пудовыми камнями из громадных пращей, расположенных на Соборной горе. Название «винная гряда» объясняется по-разному: и от слова «вино», за которое якобы выполняли эту непосильную и каторжную работу, и от слова «вина», то есть гряду выложили преступники, отбывающие наказание. Последняя, вероятнее всего, и подтверждается авторитетными старожилами Плёса.

Категория: Внеурочка
11.09.2017 23:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП