СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Управление коммуникациями.
В современном мире активно развивается проектная деятельность в различных сферах жизни. Проектом может стать как школьное задание по исследованию окружающего мира, так и глобальное решение проблемы благоустройства района. Проектная деятельность во многом влияет на изменение мира вокруг нас, во всех областях жизни человека.
Современное образование сложно представить без проектов. Одни носят глобальный уровень, например, национальный проект «Образование», или проект «WorldSkills » проведение конкурсов профессионального мастерства различных уровней: городского, федерального и международного уровня. Такие конкурсы позволяют показать уровень обучения студентов, поделиться опытом, провести междисциплинарные связи и наладить коммуникацию на разных уровнях( дружба между студентами различных учебных заведений, обмен опытом преподавательского состава тренеров, общение организаторов и администраторов разных блоков). Так же проекты могут быть и камерные, рассчитанные на узкую аудиторию и ставящие для себя цели решения конкретной проблемы в конкретном учебном заведении.
Таким образом, можно сказать, что проектирование присутствует постоянно в жизни человека чем бы он не занимался. Но, что нужно сделать, и как себя вести, что бы идея возникшая у студента, у преподавателя или любого из нас, стала сформированной проектной работой? Как получить проект, который сможет решить возникшую проблему, или воплотить поставленную задачу? Проект который будет содержать различные виды деятельности, будет являться развивающим и в итоге получится положительный результат?
Эти вопросы возникают у всех, кто хоть раз сталкивался с проектной работой.
В образовании многое сейчас посвящено проектной деятельности. Образовательные проекты могут быть разной направленности: методические, инновационные, исследовательские, обучающие, развивающие, воспитательные, социальные, экологические, экономические, творческие. Проекты могут быть различные по временным рамкам (долгосрочные и короткие), и бюджету, занимать различные позиции в образовательном пространстве, быть междисциплинарными или предметными. В рамках образовательного заведения чаще всего встречаются учебные проекты, но некоторые из них имеют реальное воплощение и последующее применение в жизни.
Так как же ответить себе на вопросы связанные с проектной деятельностью и помочь в выполнении проекта студентам? Рассматривая тему проектной деятельности важно определить будет проект выполнять одним человеком или группой. В творческой среде чаще всего проекты носят групповой характер, так как можно создать по настоящему интересный продукт совмещающий в себе несколько идеи и развивающийся в разных направлениях. Но при работе в группе одним из важнейших критериев становится общение, то есть коммуникация. Коммуникация проектной деятельности может быть многоуровневая, например: общение студентов между собой, общение студентов и преподавателя, коммуникация преподавателя и администрации. А в дальнейшем если проект получается, то появляется внешняя коммуникация, общение разработчиков проекта и самого проекта с людьми не связанными с разработкой, а удивившими уже результат.
Говорить о теме: управление коммуникациями в проектной деятельности, я хотела бы на примере проекта сделанного моими студентами на базе колледжа под моим управлением. Проект называется « Подвиг великого народа», он посвящен теме обороны Москвы во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.
Целью проекта было создание эффективного механизма для интеграции в образовательный и воспитательный процессы через предметно-эстетическую среду и профессиональную социализацию историческую познавательную культуру, активную гражданскую позицию, чувство патриотизма, а так же духовно нравственное восприятие своей Родины.
Работа нами выполнялась в рамках предмета дизайн-проектирование и макетирование.
Важной частью любой проектной деятельности является правильный выбор проблемы, которую необходимо решить, тема не может быть навязана, она должна быть актуальной для подростков и соответствовать уровню их подготовки. Так как многие из моих студентов знают о войне не только, как о истории нашей страны, но и как часть истории своей семьи, у многих прадеды воевали, им было интересно и хотелось вложить максимум идей и творчества, чтобы отдать дань памяти и уважения родным людям.
Первоначальной задачей было создать объекты выставочного пространства на поставленную тему. Но в ходе решения общей задачи были поставлены еще несколько подзадач:
1. Приобщить обучающихся к проектной деятельности методом разработки концепт-идеи выставки и оформления предметной среды.
2. Активизировать познавательные способности студентов, расширять и углублять знания о событиях Великой Отечественной войны, роли тыла и народного ополчения в ходе войны.
3. Воспитывать чувство патриотизма, гражданско-патриотического сознания, любви к Родине и гордость за свою страну.
4. Использовать профессиональные навыки, общие компетенции, навыки soft и hard skills в разработке проекта.
5. Создать арт-пространство посвященное великому подвигу народа.
6. Развить коммуникацию и междисциплинарное общение студентов.
При такой масштабной задаче ребятам пришлось задействовать множество навыков и умений, как профессионального цикла, так и внутренних ресурсов.
В данной работе использовались разные виды коммуникаций. Так как работа подразумевала создание масштабной экспозиции необходимо было разделить проект на составные части. Мной были собраны команды из разных профилей обучения: дизайнеры по отраслям, графические дизайнеры, системные администраторы и оформители. Каждый профиль стал командой отвечающий за определенный блок выполнения. Таким образом была налажена внутренняя коммуникация среди команды, но при создании проекта необходимо было иметь связь с представителями других блоков, ребята выбирали делегата и появлялась коммуникация обсуждения этапов прохождения уже внутри проекта, разные команды общались друг с другом. Так как специфика обучения и профиль у студентов разный появлялись межпредметные связи, и междисциплинарные обсуждения. Следующий вид коммуникации стал внешний, так как при возникновении проблем или нехватки материала представители команд общались со мной, как с звеном связи между ними и администрацией учреждения. После воплощения проекта был еще один уровень внешней (выходной) коммуникации, между представителем учебного учреждения и городом Москва, в лице депутатов местного органа власти, так как выставка демонстрировалась населению района Метрогородок. Коммуникация всех уровней и информация получаемая в результате, это фундамент для обеспечения последующей координации при воплощении любой задачи. Но у любого проекта и задачи всегда должен быть план действий и четкое управление, иначе система взаимоотношений не сложится.
Наш проект стал актуальным по причине его важности, нужности и необходимости в современном обществе.
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 204 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» так же помогает при воплощении таких проектов.
Цитируя послание президента Российской Федерации " Нужно поощрять молодёжь, которая проявила себя в творческих инициативах." участие обучающихся в создании коллективного проекта позволило реализовать авторское видение исторического прошлого.
Актуальность проекта также заключается в том, что в современном мире главным социальным приоритетом является воспитание патриотизма у детей и молодежи с целью создания духовно-нравственной основы любви к своей родине,знание ее истории и культуры. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Созданная в процессе проектной деятельности выставка «Величие народного подвига» может быть использована для проведения учебных занятий по истории или внеклассного мероприятия для различных возрастных групп (Урок мужества, классный час, конференция и т.д.). Выставка является мобильной, что позволяет перемещать ее между площадками колледжа, а так же производить экспозицию выставочного комплекса по заявкам различных учреждений.
Созданный нами проект показал важность использования разных уровней и видов коммуникаций. При работе ребята не только общались по средствам речи, но оставляли друг другу письменный замечания и предложения, согласовывали идеи за круглым столом и использовали групповые чаты. Вместе собирали информацию и вместе решали, что будут использовать, что нет, ставили приоритеты. Системы сбора и обработки информации должны обеспечивать потребности различных видов коммуникаций.
Процессы управления коммуникациями проекта предусматривают создание связей между людьми и информацией. Все, кто работают над проектом, должны понимать, насколько коммуникации отражаются на протекании проекта в целом.
Выполнять с студентами данный проект было очень интересно, была большая группа, разные взаимоотношения, разные цели и задачи, разное воспитание и менталитет, но в итоге общими действиями и решениями был получен очень хороший результат. Выставка была сделана, экспозиция понравилась, как однокурсникам разработчиков, педагогическому составу образовательного учреждения, так и жителям района. Ребята получили обратную связь, что тоже несомненно вид коммуникации, была организованна книга отзывов, где писали рецензии на их работу. Такая выстроенная система взаимоотношений позволила воплотить их многогранные идеи и желания в общее целое.
Были и проблемы при работе, межличностные и неформальные отношения иногда мешали воплощению идеи, были сбои в организационной работе, но взаимное уважение и управление позволило выйти на положительный результат.
© 2025, Оськина Татьяна Вячеславовна 112