СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Иногда педагоги выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая вопрос: «Если мы все время будем с детьми играть, то когда же мы будем их воспитывать?» А игра — это и есть воспитание: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом огромном и сложном мире. ЕЖ Игра реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы. Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке. (Повторить три раза.) ХИЩНИК Игра реализует потребность детей в агрессии, снимает у них мышечные зажимы. Дети выбирают для себя какой-либо образ хищника (тигра, льва, волка, рыси и пр.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого. ХОР Игра реализует вербальную потребность детей, объединяет их и организует. Каждый ряд детей в классе получает свой звук для пения (А-О-И-У-Е). Взрослый дирижирует: сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым задавая громкость звучания. Громкость изменяется от максимальной до минимальной: плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим пением. УЛЕЙ Игра реализует вербальную потребность детей. Все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но почувствовав, что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако волнения напрасны, и пчелы успокаиваются. ПОПУГАЙЧИКИ Игра реализует вербальную активность детей, развивает у них слуховое внимание. Ведущий произносит слова или имитирует голоса животных и выбирает глазами «попугайчика». «Попугайчики» повторяют слова и голоса с такой же интонацией, как у ведущего. ХЛОПКИ Игра реализует двигательную потребность детей, развивает у них слуховое внимание, организует их. Если дети в начале урока никак не могут успокоиться после перемены, учитель может хлопнуть в ладони в определенном ритме и попросить самого расшумевшегося ученика повторить хлопки. Затем тотчас предложить повторить эти же хлопки любому, кто услышал заданный ритм. Далее все дети повторяют хлопки. Ведущий выбирает детей взглядом. Потом хлопки задаются в новом ритме, и игра продолжается. Правило: кто хлопает, не поймав взгляд, тот пропускает ход. Вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами и др. ПОРЯДОК В ГРУППЕ ( КЛАССЕ) Игра организует детей, переключает их с одной деятельности на другую, активизирует зрительное внимание. Детям предлагается закрыть глаза. Ведущий в это время беззвучно меняет что-то в оформлении группы (класса) (например, снимает цветок с окна. Чем старше дети, тем больше можно сделать изменений (до пяти). Ребятам дается команда: «Открыть глаза и навести порядок в классе». Правило: кто быстрее всех увидит все изменения в классе, тот становится ведущим. Кто раньше, чем нужно, открывает глаза или подсматривает, тот в следующей игре не участвует. Вместо перестановки предметов можно попросить нескольких детей поменяться местами. СОЛНЦЕ Игра активизирует детей, создает положительное настроение. Дети сидят в кругу. Учитель произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу. ВЕТЕР Игра успокаивает детей. Дети стоят. Когда ведущий произносит слово «ветер», дети делают максимально глубокий вдох животом и медленный выдох. Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным. НА ПЕРЕМЕНЕ СОЛДАТ В ТЕМНОТЕ Игра объединяет детей, развивает у них пространственное восприятие. Ведущий выбирает «солдата», завязывает ему глаза и дает команды, которые он должен выполнять, например: шаг вперед, два шага влево и т.п. Все остальные стоят в ожидании, когда «солдат» подойдет близко к товарищу. «Солдату» необходимо угадать, к кому он подошел. Далее «солдатом» становится другой ребенок. ПОМОГИ ДРУГУ (вариант игры «Слепой и поводырь» с позитивным названием) Игра объединяет детей, развивает у них чувство эмпатии. Дети разбиваются на пары, один закрывает глаза, а его напарник помогает ему пройти через препятствия к намеченной цели. Предметы можно ощупывать, называть и пр. Затем дети в парах меняются ролями. ПОДСНЕЖНИК Релаксационная игра Инструкция взрослого Вы уже готовы играть? Тогда пришла пора превращений! Ваши руки превращаются в лепестки, а тело — в нежный стебелек. Вы будете красивыми цветами, подснежниками. В лесу, под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко пригревает все сильнее, лучики солнца постепенно будят цветок, он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встает. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку хочется почувствовать тепло. Ведь кругом еще снег: этот цветок в лесу появляется самым первым. Он тянется вверх. Поднимается все выше, выше. И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется и гордится своей красотой. Он как будто улыбается. «Это я — первый весенний цветок, и зовут меня подснежник», — кивает он всем головой. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны. Цветочек склоняется все ниже и ниже и совсем ложится на проталину. Бегут ручьи, и вода подхватывает наш подснежник в долгое, сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям. А вот он приплывает в какую-то сказочную страну. Поднимается, осматривается. Чему-то удивляется и радуется. Чему удивился подснежник? Расскажите друг другу.
© 2017, Архипова Алена Петровна 578