СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 10. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 10. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука

Цель: сформировать понятие звуковой волны.

Ход урока

I. Повторение. Беседа

1. Какая волна называется стоячей?

2. Объясните процесс образования стоячей волны.

3. Сформулируйте определение кучности и узлов стоячей волны.

4. Что такое первая гармоника собственных колебаний в струне и обертоны?

II. Изучение нового материала

Эксперимент 1

Возьмите крепкую бечевку (60 см) и привяжите к ней посередине металлическую ложку. Конец бечевки привяжите к указательным пальцам. Оба конца должны иметь одинаковую длину. Заткните уши пальчиками. Наклонитесь вперед, чтобы ложка свободно повисла и столкнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий звон.

- Почему? Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечевке передаются ушам. Мы слышим потому, что наши уши воспринимают различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нем. Колеблющиеся молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку, из-за этого она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше через костную ткань и жидкость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.

Эксперимент 2

В колокол помещают электрический звонок. И включают. Слышен звук. Начинаем выкачивать воздух, по мере разряжения воздуха громкость становится меньше, пока совсем не становится неслышной.

- Почему? Отсутствует среда, в которой распространяются колебания. Вывод: звук может распространяться в газах, жидкостях и твердых телах. Звук обусловлен механическими колебаниями в упругой среде и телах (твердых, жидких и газообразных), частоты которых лежат в диапазоне от 16 до 20 000 Гц и которые способно воспринимать человеческое ухо.

Раздел физики, изучающий звук, - акустика. Любое тело (твердое, жидкое или газообразное), колеблющееся со звуковой частотой, создает в окружающей среде звук.

Эксперимент 3

Переливание воды из одного сосуда в другой. Удар молотка по наковальне.

Чаще всего звуковые волны достигают наших ушей по воздуху. Но звук распространяется в воде и твердых телах. Нырнув с головой во время купания, можно услышать звук от удара двух камней, производимого на большом расстоянии.

Хорошо проводит звук земля.

Звуковая волна представляет собой последовательность сжатий и разряжений упругой среды, распространяющуюся с определенной скоростью. Это волна продольная.

Сжатие и разряжение воздуха вызывает колебания давления относительно среднего атмосферного давления r0.

Громкости звука соответствует изменение давления Dr на несколько десятков Паскалей.

Ухо человека воспринимает Dr = 10-5 Па. Ухо весьма чувствительный прибор, наиболее чувствителен к колебаниям с частотой около 3500 Гц.

Звуковая волна подобно другим волнам распространяется с конечной скоростью. Если гроза далеко, то запаздывание грома достигает нескольких секунд.

Скорость звука в воздухе при 0 °С равна 331 м/с; в воде при 8 °С - 1455 м/с; в стали при 15 °С - 4980 м/с.

Физические характеристики звука

1. Звуковое давление, оказываемое звуковой волной на стоящее перед ней препятствие.

2. Спектр звука - разложение сложной звуковой волны на составляющие ее частоты.

3. Интенсивность звуковой волны. где S - площадь поверхности; W - энергия звуковой волны; t - время.

4. Громкость.

Громкость звука, как и высота, связана с ощущением, возникающим в сознании человека, а также с интенсивностью волны.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки интенсивностью от 10-12 (порог слышимости) до 1 Вт/м2 (порог болевого ощущения).

Громкость не является прямо пропорциональной величиной интенсивности. Уровень громкости выражается в белах: - порог слышимости.

5. Высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше частота, тем выше звук.

6. Тембр звука позволяет различать два звука одинаковой высоты и громкости, издаваемых различными инструментами. Он зависит от спектрального состава.

III. Закрепление изученного

1. Что представляют собой звуковые волны?

2. Что является источником звука?

3. Каковы частота и длина звуковых волн, воспринимаемые человеком?

4. Как называются такие звуковые волны?

Домашнее задание

П. 41. Творческое задание. Предложите способ нахождения скорости звука в среде, используя доступное оборудование, проведите эксперимент.

Категория: Физика
16.12.2017 19:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП