СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе "Давление твёрдых тел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Макроскопические величины.

К таким величинам относятся: давление, температура, объём.

1.Давление бывает атмосферным, артериальным, техническим, психологическим.

Мы с вами выслушаем учеников, которые побывали на предприятиях, где находит применение эта физическая величина.

1-й ученик.  (Слайд № 3) В нашем селе работает с 1938 года метеостанция – филиал Свердловского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями. Эта станция не прекращала работу даже в годы Великой отечественной войны. С помощью специальных приборов на станции замеряют атмосферное давление. Каждые три часа сведения передаются в областной центр. Самое высокое давление было зафиксировано в 2010году – 788 миллиметров ртутного столба. Мы увидели самописцы, которые фиксируют атмосферное давление, и АКМ – автоматизированный метеорологический комплекс для передачи сведений.

 

2-й ученик. (Слайд № 4) С 1951 года работает маслозавод. Под давлением 20 МПа работает гомогенизатор для механической обработки молока и жидких молочных продуктов с целью дробления и равномерного распределения в продукте жировых шариков, компрессорные винтовые установки – 1 МПа, охладительная установка – 25 бар, в котле для сжигания газа и мазута давление 13 кгс/см2.

 

3-й ученик. (Слайд № 5) Все знакомы с понятием артериальное давление. В больнице имеются приборы для измерения данной характеристики – тонометры. Нормальное давление для человека – 120/80 миллиметров ртутного столба. Значения больше и меньше этого числа отрицательно сказываются на здоровье человека. Для облегчения дыхания больным под давлением подаётся кислород. В медицине используется стерилизатор паровой, который предназначен для стерилизации паром под давлением перевязочных материалов, операционного белья, хирургического инструмента.

 На человека может оказываться психологическое давление: родители заставляют хорошо учиться, а Машу и медведя из мультфильма дед Мороз отправил разносить подарки.

 (Слайд № 6)

 

Проведём эксперимент. Возьмём две дощечки, в которых забиты гвозди шляпками широкими (шиферные гвозди), обычными  и остриями вверх. Если мы поставим  их на песок, то увидим глубину погружения (опыт выполняет 4-й ученик). Сделайте первый вывод: как зависит давление от площади поверхности?

Запишем первый вывод: давление обратно пропорционально зависит от площади поверхности.

 

Проведём второй опыт (5-й ученик): замерим глубину погружения дощечки, если на ней стоит одна,  две и три гирьки данной массы. Сделайте второй вывод зависимости давления от силы.

Запишем в тетради второй вывод: давление прямо пропорционально силе. Исходя из выводов, можем записать формулу для вычисления давления. (Слайд № 7)

                                     F

                              р = -----  , р –давление твёрдого тела, F – сила, действующая

                                     S

 

перпендикулярно поверхности, S – площадь поверхности. Запишите формулу в тетради.

Для лучшего запоминания запишите слова:

 чтобы давление нам получить, силу надо на площадь делить.

 

Давайте вспомним единицы измерение силы и площади. (Слайд № 8)

                                       1 Н

                             (р) = ------  эту величины в честь французского учёного Блеза Паскаля

                                        1 м2

 

назвали паскаль и обозначили Па.

Эта единица измерения считается международной. Есть внесистемные единицы: миллиметры ртутного столба, бары, атмосферы, кгс/см2. С ними мы будем знакомиться позднее.

 

                                                                                                     

                                                         F

                                                                                                               

                                                    p             S                                 

                                                                                                               

Запишите три буквы для этой формулы в виде треугольника. В таком виде хорошо запоминать формулу для нахождения давления, силы и площади. (Слайд № 9)

 

F = p S

 

 

        F

S = ------    (Слайд № 10)

         p

 

 

 

3.Сейчас будем решать вычислительную задачу с элементами практики (Слайд № 13) (8-й ученик).

Вычислить какое давление оказывает ученик на снег на уроках физической культуры.

Какие нам необходимы данные для решения этой задачи?

Школьники предлагают пути решения. Первое: надо узнать силу, с которой ученик давит на снег. Для этого надо узнать массу ученика и вычислить силу тяжести. С помощью весов узнаем массу ученика. Запишем эту величину в данных. Второе: измерим длину и ширину лыж. Вычислим площадь, на которую опирается ученик. Эти данные тоже запишем в условии задачи. По формуле вычислим давление. У ученика, которого взвешивали, вычислим площадь обуви. Вычислим второе давление. Сейчас посмотрим на фотографии этого ученика в обуви на снегу и на лыжах. Какой можно сделать вывод? Давление ученик оказывает разное, так как разная площадь обуви и лыж.

07.01.2015 19:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП