СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Макроскопические величины.
К таким величинам относятся: давление, температура, объём.
1.Давление бывает атмосферным, артериальным, техническим, психологическим.
Мы с вами выслушаем учеников, которые побывали на предприятиях, где находит применение эта физическая величина.
1-й ученик. (Слайд № 3) В нашем селе работает с 1938 года метеостанция – филиал Свердловского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями. Эта станция не прекращала работу даже в годы Великой отечественной войны. С помощью специальных приборов на станции замеряют атмосферное давление. Каждые три часа сведения передаются в областной центр. Самое высокое давление было зафиксировано в 2010году – 788 миллиметров ртутного столба. Мы увидели самописцы, которые фиксируют атмосферное давление, и АКМ – автоматизированный метеорологический комплекс для передачи сведений.
2-й ученик. (Слайд № 4) С 1951 года работает маслозавод. Под давлением 20 МПа работает гомогенизатор для механической обработки молока и жидких молочных продуктов с целью дробления и равномерного распределения в продукте жировых шариков, компрессорные винтовые установки – 1 МПа, охладительная установка – 25 бар, в котле для сжигания газа и мазута давление 13 кгс/см2.
3-й ученик. (Слайд № 5) Все знакомы с понятием артериальное давление. В больнице имеются приборы для измерения данной характеристики – тонометры. Нормальное давление для человека – 120/80 миллиметров ртутного столба. Значения больше и меньше этого числа отрицательно сказываются на здоровье человека. Для облегчения дыхания больным под давлением подаётся кислород. В медицине используется стерилизатор паровой, который предназначен для стерилизации паром под давлением перевязочных материалов, операционного белья, хирургического инструмента.
На человека может оказываться психологическое давление: родители заставляют хорошо учиться, а Машу и медведя из мультфильма дед Мороз отправил разносить подарки.
(Слайд № 6)
Проведём эксперимент. Возьмём две дощечки, в которых забиты гвозди шляпками широкими (шиферные гвозди), обычными и остриями вверх. Если мы поставим их на песок, то увидим глубину погружения (опыт выполняет 4-й ученик). Сделайте первый вывод: как зависит давление от площади поверхности?
Запишем первый вывод: давление обратно пропорционально зависит от площади поверхности.
Проведём второй опыт (5-й ученик): замерим глубину погружения дощечки, если на ней стоит одна, две и три гирьки данной массы. Сделайте второй вывод зависимости давления от силы.
Запишем в тетради второй вывод: давление прямо пропорционально силе. Исходя из выводов, можем записать формулу для вычисления давления. (Слайд № 7)
F
р = ----- , р –давление твёрдого тела, F – сила, действующая
S
перпендикулярно поверхности, S – площадь поверхности. Запишите формулу в тетради.
Для лучшего запоминания запишите слова:
чтобы давление нам получить, силу надо на площадь делить.
Давайте вспомним единицы измерение силы и площади. (Слайд № 8)
1 Н
(р) = ------ эту величины в честь французского учёного Блеза Паскаля
1 м2
назвали паскаль и обозначили Па.
Эта единица измерения считается международной. Есть внесистемные единицы: миллиметры ртутного столба, бары, атмосферы, кгс/см2. С ними мы будем знакомиться позднее.
F
p S
Запишите три буквы для этой формулы в виде треугольника. В таком виде хорошо запоминать формулу для нахождения давления, силы и площади. (Слайд № 9)
F = p S
F
S = ------ (Слайд № 10)
p
3.Сейчас будем решать вычислительную задачу с элементами практики (Слайд № 13) (8-й ученик).
Вычислить какое давление оказывает ученик на снег на уроках физической культуры.
Какие нам необходимы данные для решения этой задачи?
Школьники предлагают пути решения. Первое: надо узнать силу, с которой ученик давит на снег. Для этого надо узнать массу ученика и вычислить силу тяжести. С помощью весов узнаем массу ученика. Запишем эту величину в данных. Второе: измерим длину и ширину лыж. Вычислим площадь, на которую опирается ученик. Эти данные тоже запишем в условии задачи. По формуле вычислим давление. У ученика, которого взвешивали, вычислим площадь обуви. Вычислим второе давление. Сейчас посмотрим на фотографии этого ученика в обуви на снегу и на лыжах. Какой можно сделать вывод? Давление ученик оказывает разное, так как разная площадь обуви и лыж.
© 2015, Первухина Надежда Геннадьевна 218