СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока в 5 классе, Тема урока: Единовластие Цезаря.
Дата: _____________________
Цель: способствовать формированию представлений о становлении власти Цезаря в Риме.
Задачи урока:
- образовательные: формирование общего представления о личности Цезаря, причинах прихода Цезаря к власти в Риме; формирование представления о завоевательной политике Цезаря; формирование представления о том, кто такой диктатор; формирование представления об изменениях, произошедших в управлении Римской республикой после захвата Цезарем власти.
- развивающие:
- продолжить формирование и развитие навыка работы с учебным текстом, историческим источником;
- продолжить формирование и развитие умения анализировать информацию и делать выводы;
- воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся (на примере Цезаря) таких качеств как смелость, решительность и стремление к достижению поставленной цели.
Основные термины и даты: диктатор, Рубикон, ветеран, Заальпийская Галлия, Предальпийская Галлия; 49 г. до н.э., 15 марта 44 г. до н.э.
Оборудование: интерактивная доска (ИД), учебник «История Древнего мира», карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
Ø Индивидуальная работа письменно на карточках (4 человека).
Ø Работа с ИД (Расположить на ленте времени (при помощи учителя) дату начала и окончания восстания Спартака; 1 человек)
Ø Работа с ИД (Восстановить события восстания Спартака в хронологической последовательности; усложнение задания: поместить события на карту, составить краткий рассказ о восстании Спартака)
У: Итак, самое масштабное в истории Древнего мира восстание рабов под предводительством Спартака было жестоко подавлено. Несколько лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства. Но не только рабы являлись угрозой. По рассказу древнего писателя Плутарха, «Рим был подобен судну, несущему без управления». Обратимся к документу.
Работа с документом.
Вопросы к документу:
- Какие люди становились консулами?
- Заботились ли они о благе государства?
- Что помогло бы исправить ситуацию в Риме?
- А что такое единовластие? (управление, при котором вся власть сосредоточена в руках одного лица.)
Показ изображения Цезаря.
У: Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Тема урока: «Единовластие Цезаря».
У: Расскажите о единовластии Цезаря! Что нам необходимо узнать, чтобы рассказать о единовластии Цезаря?
Варианты учеников.
У: Как вы думаете, на какой главный вопрос нам нужно найти ответ по данной теме?
Варианты учеников.
У: Как происходило становление власти Цезаря в Риме?
Следует запомнить: показ на ИД основных терминов и дат.
У: В I в. до н. э. римская армия набиралась из неимущих граждан, которым платили воинское жалование. Они служили любому полководцу, который щедро вознаграждал их, и помогали ему стать единоличным правителем. После победы над Спартаком между двумя полководцами Крассом и Помпеем начинается борьба за власть. Но в это же время становится знаменитым Гай Юлий Цезарь.
Работа с учебником: стр. 252, 2 «Возвышение Цезаря», изучить, ответить на поставленный вопрос: Что предпринимал Цезарь для достижения власти?
(Ответ: со всеми был ласков и приветлив, все свои деньги тратил на угощение неимущих граждан; помирил Красса и Помпея, заручился их поддержкой.).
Цезаря избирают консулом.
Работа с документом (Плутарх о Цезаре), (1 на парту).
Плутарх о Цезаре
Ответить на вопросы:
- Каким был Цезарь?
- К чему стремился?
Ответы учеников. Дополнения учителя (на ИД).
У: Цезарь был чрезвычайно одаренным человеком. Он мог одновременно писать важный доклад, читать философский трактат и вести беседу.
У: Чему можно поучиться у Цезаря? Варианты учеников. Корректировка ответов.
Спустя год по окончании службы консулом, Цезарь получил в управление провинцию Галлию.
Работа с учебником: стр. 252, п. 3 «Цезарь завоёвывает огромную страну». Чтение по цепочке.
Работа с ИД.
У: Что мы можем узнать, смотря на карту? (чтение легенды карты) Расположите на карту обозначенные территории (Заальпийская Галлия, Предальпийская Галлия).
У: - Какую территорию хотел подчинить Цезарь? (Заальпийскую Галлию, неподвластные Риму).
- чем привлекала территория Галлии Цезаря? (обширная страна, богатая железом, золотом и строевым лесом).
- Каков итог похода Цезаря в Галлию? (Галлия покорена и объявлена римской провинцией).
- Как вы думаете, как отреагировали на такой успех Цезаря его противники? (ответ)
- Верно! Успехи Цезаря вызвали зависть у других полководцев. Особенно у Красса и Помпея. Красс погибает в походе на Восток, а Помпей уговорил сенат, приказать Цезарю распустить войска и безоружным вернуться в Рим.
У: А как, вы думаете, как поступил Цезарь в этой ситуации?
- 49 г. до н.э. – захват Цезарем власти.
У: когда Цезарь пришёл к власти, он:
Ø Наделил землей десятки тысяч ветеранов (кто это? Старые солдаты, завершившие службу)
Ø Увеличил численность сената до 900 человек
Ø Стали чеканиться монеты с изображением Цезаря.
Ø Цезарь стал диктатором
Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью.
У: Повелитель Рима ввел в сенат много своих сторонников. Но были в сенате и тайные его враги, недовольные единовластием. Эти люди решили убить диктатора. Возглавил заговор молодой сенатор Брут, которого Цезарь считал своим другом. На советы друзей об угрожающей ему опасности Цезарь отвечал: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти».
- 15 марта 44 года до. н.э. Цезарь был убит.
Работа на ИД. Определить, верно, ли высказывание?
- Как происходило становление власти Цезаря в Риме? Ответы учеников.
§ 52 читать, ответить на вопросы, стр. 255, записи в тетради.
По желанию: найти интересные факты из жизни Гая Юлия Цезаря.
© 2018, Пащанина Ксения Петровна 1088