СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологическая карта урока учителя Новожен Виктории Викторовны
Предмет: Литература
16.09.2021
Тема урока: Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти.
Класс: 10
Оборудование: для учителя – учебник, поурочные разработки; стихотворения А.С.Пушкина ; для обучающихся – тетрадь, учебник, сборники стихотворений А.С. Пушкина.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. Образовательная : расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Учебники. Рабочие тетради.
Формы работы с учащимися: Фронтальная. Индивидуальная.
Основные понятия: лирический герой, лирика, контраст
Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;
Содержание этапов урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. |
||
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя, садятся. Организуют свое рабочее место. |
Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…) Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
||
Дает задание, корректирует ответы С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке темы и постановке цели урока. |
Вспомнить ранее изученные произведения по теме урока Философские мотивы лирики А. С. Пушкина. Тема заранее на доске не записывается. Задаёт вопросы: тема жизни и смерти — важна ли она для творчества поэта? Почему? Что формирует эта пора в жизни человека? |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания извлечение необходимой информации из текстов Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: выполнение пробного учебного действия принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. |
||
Консультирует Знакомит обучающихся с эпиграфом к уроку, с стихотворением А.С. Пушкина « Вновь я посетил», проводит экскурс по жизни поэта этого творческого периода. Тридцатые годы были неблагоприятны для Пушкина, несмотря на его женитьбу на Н. Гончаровой. Поэт испытывал психологический дискомфорт, его обвиняли в упадке творческих сил. Знакомит с стихотворением «Вновь я посетил»,с обстоятельствами жизни периода написания стихотворения.
Корректирует ответы Помогает, опираясь на примеры из жизни поэта, жизненный опыт обучающихся. Консультирует, обращая внимание на примеры из жизни поэта. |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану: Выбирают высказывание наиболее близкое им и аргументируют свой ответ |
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. |
||
Задаёт вопросы Какая картина возникла в вашем сознании? Почему поездка в Михайловское послужила созданию философского стихотворения? Что значит Михайловское в жизни поэта? Каково отношение поэта к родным местам? Оказывает помощь в работе над анализом стихотворения.
|
Отвечают на вопросы:
|
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя выполнять действия в устной форме Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. |
||
Корректирует ответы Учитель задаёт вопрос. В чём смысл жизни А.С. Пушкина? |
Делают вывод. Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа. |
Познавательные: структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью учет разных мнений аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. |
||
Консультирует |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей:
|
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
||
Консультирует |
Учащиеся дают оценку деятельности, отвечая на следующие вопросы: -мне было интересно/неинтересно на уроке; -я много узнал нового на уроке; -я ничего нового не узнал на уроке; -я хотел бы узнать о… |
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: контроль, коррекция, оценка осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока: Философская лирика А.С. Пушкина
Таблица 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
|
|
Учительский портал, электронная библиотека. |
Аудио фрагменты, иллюстрации, текстовый продукт. |
ФЦИОР ЕК ЦОР |
© 2022, Новожен Виктория Викторовна 105