СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока учителя Новожен Виктории Викторовны

Предмет: Литература

16.09.2021

Тема урока: Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти.

Класс: 10

  • Учебник (УМК): Учебник: Русская литература XIX века. 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. В.Я. Коровин М.: Просвещение, 2015г.

Оборудование: для учителя – учебник, поурочные разработки; стихотворения А.С.Пушкина ; для обучающихся – тетрадь, учебник, сборники стихотворений А.С. Пушкина.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. Образовательная : расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Учебники. Рабочие тетради.

Формы работы с учащимися: Фронтальная. Индивидуальная.

Основные понятия: лирический герой, лирика, контраст

Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.(2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, садятся.

Организуют свое рабочее место.

Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап проверки домашнего задания. (5 мин)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Дает задание, корректирует ответы

С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке темы и постановке цели урока.

Вспомнить ранее изученные произведения по теме урока

Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.

Тема заранее на доске не записывается.

Задаёт вопросы: тема жизни и смерти — важна ли она для творчества поэта? Почему? Что формирует эта пора в жизни человека?

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (20 мин)

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Консультирует

Знакомит обучающихся с эпиграфом к уроку, с стихотворением А.С.

Пушкина « Вновь я посетил», проводит экскурс по жизни поэта этого творческого периода. Тридцатые годы были неблагоприятны для Пушкина, несмотря на его женитьбу на Н. Гончаровой. Поэт испытывал психологический дискомфорт, его обвиняли в упадке творческих сил.

Знакомит с стихотворением «Вновь я посетил»,с обстоятельствами жизни периода написания стихотворения.

Корректирует ответы

Помогает, опираясь на примеры из жизни поэта, жизненный опыт обучающихся.

Консультирует, обращая внимание на примеры из жизни поэта.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану:

Выбирают высказывание наиболее близкое им и аргументируют свой ответ

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

структурирование знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (3 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Задаёт вопросы

Какая картина возникла в вашем сознании?

Почему поездка в Михайловское послужила созданию философского стихотворения? Что значит Михайловское в жизни поэта? Каково отношение поэта к родным местам?

Оказывает помощь в работе над анализом стихотворения.

Отвечают на вопросы:

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

выполнять действия в устной форме

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

Корректирует ответы

Учитель задаёт вопрос. В чём смысл жизни А.С. Пушкина?

Делают вывод. Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.

Познавательные:

структурирование знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

учет разных мнений

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Консультирует

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей:

  1. О чем заставляет меня задуматься философская лирика А.С. Пушкина? 2) Читать поэму «Медный всадник».3) Подумать над проблемным вопросом: «Какие философские проблемы поднимает А.С. Пушкин в поэме?
  2. Стр.уч.146-147.анализ стихотворения «Элегия».

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Консультирует

Учащиеся дают оценку деятельности, отвечая на следующие вопросы:

-мне было интересно/неинтересно на уроке;

-я много узнал нового на уроке;

-я ничего нового не узнал на уроке;

-я хотел бы узнать о…

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные:

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: Философская лирика А.С. Пушкина

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Учительский портал, электронная библиотека.

Аудио фрагменты, иллюстрации,

текстовый продукт.

ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru, портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (www.window.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru).

Категория: Литература
06.12.2022 16:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!