СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Синонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Сегодня урок русского языка будет необычным. Мы отправимся в путешествие.

-А вот куда и с какой целью мы отправимся, вы узнаете, если выполните задание.

-Какое сейчас время года? (Осень.)

-Как еще можно назвать погожую, красивую осень? (Осень называют золотой).

-Посмотрите, какое письмо я для вас нашла.

Слайд №1.

Текст на слайде №1:

Вчера я гуляла в лесу. Осенью в лесу грустно. Грустно смотреть на опадающие листья. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в речке.

-Давайте прочитаем письмо. (читает письмо вслух).

-Вам нравится этот текст? Почему? (В тексте повторяются слова).

-Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? (Нужно написать другие слова).

-Любые слова можно писать? (Нет. Нужно написать слова близкие по смыслу).

-Кто знает, как называются слова, близкие по смыслу? (это мы узнаем вместе с вами в следующем задании)

На доске: скикнкокнкикм.

-Какая буква повторяется в этом слове? (Буква к)

-Какое получится слово, если убрать все буквы к? (Получится слово «синоним»).

-Итак, тема сегодняшнего урока синонимы.

Слайд №2.

На слайде №2 изображена карта страны Синонимы.

Мы отправимся в путешествие по стране Синонимы.

-Во время путешествия мы будем делать остановки, на которых узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, чем синонимы отличаются друг от друга, зачем синонимы нужны в речи.

Слайд №3.

На слайде №3:

1 станция. Что такое синонимы?

- Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего-нибудь небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, а большого по размеру - большой, огромный, гигантский и т.д.

-Все эти слова - синонимы.

-Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…

-Назовите слова, близкие по смыслу. Объясните смысл этих слов.

Зябнет -замерзает,

дрожит – дрожит от холода,

стынет –становится холодным, остывает,

мерзнет – ощущает холод.

-Что вы можете сказать о значении этих слов? (Эти слова близкие по значению)

-Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? (Эти слова пишутся и произносятся по-разному)

-Сделайте вывод, какие слова называются синонимами. (Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами)

Учитель на доске выставляет опорную схему:

синонимы

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.

Слайд №4.

На слайде №4: 2 станция. В чем особенность синонимов?

-На 2-ой станции мы узнаем, в чем особенность синонимов.

Слайд №5.

На слайде №5.

1 вариант.

Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Скажите оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Грус…ный, п…чльный, унылый, тоска.

Лишнее слово тоска, т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные.

-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)

-По какому признаку одно слово всегда было лишним?

-Сделайте вывод, какие слова являются синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи)

Относятся к одной и той же части речи

-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.

Слайд №6.

На слайде №6: Чем синонимы отличаются друг от друга?

-На 3-ей станции мы узнаем, чем синонимы отличаются друг от друга.

-Чем отличаются синонимы друг от друга? (Синонимы отличаются оттенками значения)

Учитель на доске дополняет опорную схему:

Синонимы отличаются оттенками значения

Слайд №7.

На слайде №7. Какую роль играют синонимы в речи? Электронное письмо.

-Подходит к концу наше путешествие. На последней станции мы узнаем, какую роль играют синонимы в речи.

-Вспомните письмо, которое я вам показала в начале урока. Вы сказали, что в тексте нужно заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.

Слайд №8.

На слайде №8 изображение словаря синонимов, образец синонимичного ряда (преподаватель, педагог, учитель, наставник.)

-Помощь в подборе синонимов может оказать словарь синонимов.

-К каким словам из письма нужно подобрать синонимы? (Синонимы надо подобрать к словам грустно, холодный, мерзнет).

-Найдем синонимы в словаре синонимов.

Учащиеся с помощью учителя подбирают синонимы в словаре синонимов устно.

-Зачем нужны синонимы в речи?(Синонимы делают речь правильной и выразительной)

Учитель на доске дополняет опорную схему:

Делают речь правильной и выразительной

-В конце путешествия надо подвести итог. Что нового вы узнали о синонимах сегодня на уроке?

-Оцените свою работу на уроке.

30.10.2023 14:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!