СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
- Сегодня урок русского языка будет необычным. Мы отправимся в путешествие.
-А вот куда и с какой целью мы отправимся, вы узнаете, если выполните задание.
-Какое сейчас время года? (Осень.)
-Как еще можно назвать погожую, красивую осень? (Осень называют золотой).
-Посмотрите, какое письмо я для вас нашла.
Слайд №1.
Текст на слайде №1:
Вчера я гуляла в лесу. Осенью в лесу грустно. Грустно смотреть на опадающие листья. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в речке.
-Давайте прочитаем письмо. (читает письмо вслух).
-Вам нравится этот текст? Почему? (В тексте повторяются слова).
-Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? (Нужно написать другие слова).
-Любые слова можно писать? (Нет. Нужно написать слова близкие по смыслу).
-Кто знает, как называются слова, близкие по смыслу? (это мы узнаем вместе с вами в следующем задании)
На доске: скикнкокнкикм.
-Какая буква повторяется в этом слове? (Буква к)
-Какое получится слово, если убрать все буквы к? (Получится слово «синоним»).
-Итак, тема сегодняшнего урока синонимы.
Слайд №2.
На слайде №2 изображена карта страны Синонимы.
Мы отправимся в путешествие по стране Синонимы.
-Во время путешествия мы будем делать остановки, на которых узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, чем синонимы отличаются друг от друга, зачем синонимы нужны в речи.
Слайд №3.
На слайде №3:
1 станция. Что такое синонимы?
- Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего-нибудь небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, а большого по размеру - большой, огромный, гигантский и т.д.
-Все эти слова - синонимы.
-Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
-Назовите слова, близкие по смыслу. Объясните смысл этих слов.
Зябнет -замерзает,
дрожит – дрожит от холода,
стынет –становится холодным, остывает,
мерзнет – ощущает холод.
-Что вы можете сказать о значении этих слов? (Эти слова близкие по значению)
-Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? (Эти слова пишутся и произносятся по-разному)
-Сделайте вывод, какие слова называются синонимами. (Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами)
Учитель на доске выставляет опорную схему:
синонимы |
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.
Слайд №4.
На слайде №4: 2 станция. В чем особенность синонимов?
-На 2-ой станции мы узнаем, в чем особенность синонимов.
Слайд №5.
На слайде №5.
1 вариант.
Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Скажите оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.
Грус…ный, п…чльный, унылый, тоска.
Лишнее слово тоска, т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные.
-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)
-По какому признаку одно слово всегда было лишним?
-Сделайте вывод, какие слова являются синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи)
Относятся к одной и той же части речи |
-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.
Слайд №6.
На слайде №6: Чем синонимы отличаются друг от друга?
-На 3-ей станции мы узнаем, чем синонимы отличаются друг от друга.
-Чем отличаются синонимы друг от друга? (Синонимы отличаются оттенками значения)
Учитель на доске дополняет опорную схему:
Синонимы отличаются оттенками значения |
Слайд №7.
На слайде №7. Какую роль играют синонимы в речи? Электронное письмо.
-Подходит к концу наше путешествие. На последней станции мы узнаем, какую роль играют синонимы в речи.
-Вспомните письмо, которое я вам показала в начале урока. Вы сказали, что в тексте нужно заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.
Слайд №8.
На слайде №8 изображение словаря синонимов, образец синонимичного ряда (преподаватель, педагог, учитель, наставник.)
-Помощь в подборе синонимов может оказать словарь синонимов.
-К каким словам из письма нужно подобрать синонимы? (Синонимы надо подобрать к словам грустно, холодный, мерзнет).
-Найдем синонимы в словаре синонимов.
Учащиеся с помощью учителя подбирают синонимы в словаре синонимов устно.
-Зачем нужны синонимы в речи?(Синонимы делают речь правильной и выразительной)
Учитель на доске дополняет опорную схему:
Делают речь правильной и выразительной |
-В конце путешествия надо подвести итог. Что нового вы узнали о синонимах сегодня на уроке?
-Оцените свою работу на уроке.
© 2023, Волкова Ева Евгеньевна 51