СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи учащихся на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению целей и задач обучения и воспитания в школе. Главными задачами общеобразовательной школы являются следующие:

• Удовлетворение национально – культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения; • Обеспечение усвоения учащимися системы знаний;

• Формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, самостоятельности в пополнении знаний;

• Выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, ответственности за свои поступки.

Основные задачи изучения русского языка в общеобразовательной школе – формирование коммуникативной, лингвистической, языковой и лингвокультурологической компетенции школьников, развитие орфографической и синтаксической грамотности, интенсификации устной и письменной культуры речи учащихся.

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы, а в первую очередь уроков русского языка.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать, что овладеть языком как средством общения - это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности – чтением, слушанием, говорением и письмом.

На первый взгляд может показаться, что для средней школы эта задача неактуальна - все наши учащиеся в определённой мере уже владеют родным языком: они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать по-русски.

Однако все мы знаем, как ограничены их речевые возможности. Знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо они понимают прочитанное, особенно учебно-научные тексты. Знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию. Знаем, как несовершенна их собственная устная и письменная речь.

Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовать свою собственную жизнь.

Задача уроков родного языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах речевой деятельности. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда ученик начнёт относиться к ней сознательно.

Проблема речевого развития, в частности совершенствования навыков говорения, решается путём единства двух подходов: через раздел «Речь» и через речевой аспект раздела «Язык», нацеленной на формирование навыков научной речи.

В разделе «Речь» даётся система заданий, сочинений и изложений, рассчитанных на всестороннее развитие у учащихся навыков связной речи в опоре на речеведческие понятия стилей и типов речи, текста.

Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учётом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.

На уроках предусматриваются высказывания учащихся (типа небольших своеобразных сочинений) на основе репродукций картин и фотографий с заданием употребить определённые части речи, грамматические конструкции (односоставные предложения, предложения осложнённого типа).

Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект, он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью. Живопись, как особый вид искусства, отображающий и обобщающий реальную действительность при помощи своих художественных средств, знакомит учащихся с действительностью, вместе с тем, воспитывает любовь к родной природе, уважению к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Насколько богаче и красочнее становится мир, окружающий учеников, как внутренне и внешне меняются они сами, когда познают искусство.

Работа по картине имеет образовательно-воспитательное значение: воздействуя на мышление и эмоции учеников, она вызывает у них определённое отношение к действующим лицам и даёт возможность сделать оценку их поступков.

Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.

Работа по картине, являясь средством художественного воздействия, в то же время обеспечивает:

• упражнение способностей к наблюдению;

• поощрение связанных с наблюдением интеллектуальных процессов мышления, воображения, логического суждения;

• развитие языка ребёнка.

Первые впечатления от всякой картины с близким и понятным сюжетом бывают всегда наиболее яркими и памятными, а потому учителю легко завязать с учащимися оживлённый разговор по анализу картины, овладеть их вниманием, активизировать их интерес. Сюжет картины вызывает у детей их собственные переживания, приводит в действие их воспоминания и приучает к творческой работе.

Рассматривание картины и высказывания детей под руководством учителя помогают детям осознать содержание картины: где происходит действие, когда, кто участники действия, их взаимоотношения и т.п. Такой анализ формирует восприятия детей и организует в них способность в логической последовательности толково и ясно излагать свои мысли. При работе над картиной дети могут дополнять, расширять и освещать материал картины собственными вставками, догадками, данными своего личного опыта, могут расширять содержание прибавлением предыдущего или последующего моментов.

Каждая картина даёт повод для разговоров, для выявления запаса детских впечатлений, для обогащения их словаря запасом новых слов, понятий, представлений. В связи с содержанием картины учащиеся охотно рассказывают о любимых играх, забавах и занятиях, о прогулках в поле, в лес, на речку, о явлениях природы, поразивших их воображение, и о других фактах, с которыми связаны различные их переживания. Всё это способствует развитию воображения, интеллектуальных способностей и речи учащихся.

Упражнения в развитии речи идёт в трёх направлениях:

1. Работа по картине расширяет и уточняет словарь детей, учит употреблять каждое слово с полным пониманием его значения.

2. Зрительные и моторные образы, которые даёт картина, вызывают у детей эмоции и воспитывают картинность, образность, яркость речи.

3. Работа по картине помогает детям научиться грамотно строить предложения.

Особенно большое значение имеет работа по картине в выработке навыков устного рассказа и письменного сочинения.

Успех работы по развитию речи в связи с картинами обеспечен, если сам учитель владеет литературной речью, если его речь служит хорошим образцом речи для учащихся. Нужно, чтобы учитель осознал всю ответственность в деле развития речи учащихся и начал, прежде всего, работать над собой.

При подготовке к уроку учителю необходимо сделать выборку вопросов, приёмов и методов, которые наиболее применимы в условиях работы с картиной.

В занятия по картине входят следующие основные моменты: • подготовительная работа;

• молчаливое рассматривание картины в целях выяснения её содержания;

• анализ содержания картины;

• определение названия картины;

• подготовка к устному рассказыванию и сочинению;

• устное рассказывание и письменное изложение.

Предварительная беседа активизирует внимание учеников и подготовляет их восприятие. В предварительной беседе следует использовать непосредственные впечатления детей и их опыт. Она должна быть краткой, но содержательной.

Второй момент - молчаливое рассматривание картины - должен быть хорошо подготовлен как предварительной беседой, так и правильным показом картины. Картина вывешивается на классной доске или на стене, чтобы она была видна всему классу. Учащиеся рассматривают картину в течение 1-3 минут. В это время они могут обмениваться друг с другом своими впечатлениями от картины.

Учитель прислушивается к репликам детей и начинает беседу с того, что учеников больше всего заинтересовало. Беседа должна иметь непринуждённый характер. Учитель осторожно указывает ученикам их ошибки в понимании сюжета картины и в построении речи.

Чтобы беседа была исчерпывающей и полной, учитель заранее намечает круг вопросов, которые охватывают содержание картины. Вопросы для беседы следует группировать по двум разделам: действующие лица и обстановка, в которой происходит действие. Если ученик в своих высказываниях упустил что-либо существенное, учитель ставит им дополнительные вопросы, на которые отнюдь не нужно требовать непременно полных ответов, так как это делает речь детей искусственной и громоздкой.

В беседе учитель помогает детям глубже и яснее понять содержание картины: определить взаимоотношения действующих лиц и их переживания. В некоторых случаях для понимания картины нужно привлечь опыт детей, творческое воображение.

Синтезирующим моментом в работе по картине является определение названия картины. Это очень важная часть работы, так как в выборе заглавия выясняется, как дети поняли основное в содержании картины. Кроме того, подбор заглавия является прекрасным упражнением для выработки умения выражать свои мысли в сжатой форме. Не нужно ограничиваться только одним названием. Пусть дети придумывают разные названия, сопоставляют их между собой и выбирают наиболее удачное. При выборе заглавия каждый раз следует обосновать, почему это заглавие удачнее других.

Чтобы подготовить учащихся к сочинению по картине, целесообразно обогатить их язык образными меткими выражениями и словами, которые для лучшего запоминания следует под руководством учителя записать в тетради по тематическим разделам.

Последним этапом в работе над картиной является устное рассказывание по всей картине и написание сочинения. При обучении устному и письменному рассказу приходится постоянно помнить, что учащихся необходимо приучать к последовательности изложения, к правильному переходу от одной части к другой, к тому, чтобы рассказ, будучи наполнен определенным содержанием, оставлял целостное впечатление, то есть был бы композиционно строен.

Работу над живописным произведением я осуществляю через систему упражнений. Данная система упражнений ставит учащихся в ситуацию многократного и вариативного применения полученных знаний и умений в различных связях и условиях; формирует не только способность анализировать произведения изобразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требует от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность учащихся.

Такие упражнения, как:

• Рассматривание картины без предварительной установки учителя

• Рассматривание картины под музыкальное сопровождение

• Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины

• Определение «звучания» картины (Какие звуки можно услышать при рассматривании картины?)

• «Вхождение» в картину (Что захотелось бы сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?)

• Определение жанра картины (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина)

• Определение темы картины

формируют умение определять тему, основную мысль картины, выделять наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.), умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками.

Упражнения вида:

• Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения и картины (Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина. Соответствует ли образ очаровательной Джованины Паччини( К.П. Брюллов «Всадница») женскому образу, воспетому А.С. Пушкиным в стихотворении «Красавица»?)

• Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения (И.С. Остроухов «Золотая осень» и П.И.Чайковский «Времена года»: пьеса «Сентябрь. Охота".)

• Сравнение картин, близких по теме (И.С. Остроухов «Золотая осень» и И.Э.Грабарь «Ясный осенний вечер»)

• Сравнение картин, сходных или контрастных по настроению (И.И. Левитан «Осенний день. Сокольники.», «Золотая осень»; И.С. Остроухов «Золотая осень»)

• Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах (И.И. Левитан «Осенний день. Сокольники.», «Золотая осень»)

направлены на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Их цель – развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений.

Следующая группа упражнений направлена на формирование умения выполнять целостный анализ произведений изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств. Сюда входят такие упражнения:

• Объяснение названия картины (Как вы думаете, почему картина так называется? Обоснуйте своё мнение.)

• Придумывание названия картины (Придумайте своё название для этой картины.)

• Сравнение названий придуманных детьми с авторским

• Выбор названия картины из нескольких заголовков предложенных учителем (Какое из названий более точно отражает содержание картины?)

• Выделение и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа.

• Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение

• Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета и ее реализации

• Определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения ( С помощью каких средств художник смог выразить такое настроение?)

• Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины.

• Соотнесение картины к какому-либо живописному жанру на основе ее целостного анализа (К какому жанру живописи можно отнести эту картину? Что позволяет нам сделать такой вывод? Можно ли назвать эту картину пейзажем (портретом, натюрмортом?)

• Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств,, содержания и коммуникативной задачи

• Анализ структуры текста, созданного на основе картины (Разделите текст на части. Определите, как связаны части текста между собой. Найдите слова, помогающие соединить предложения в тексте.)

Одна из групп упражнений предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создать собственные суждения на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

• Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися (какие из данных слов уместно употребить для описания картины «Витязь на распутье»: витязь, воин, богатырь, силач, всадник, храбрец, военный, атлет, солдат, боец, вояка)

• Подбор контекстуальных синонимов с целью избежания неоправданного повтора (например, художник – живописец, автор картины, пейзажист)

• Подбор синонимов, выражающих определённые оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске (например: названия каких оттенков жёлтого можно употребить, описывая осеннюю листву?)

• Подбор слов по определённым микротемам. ( например, при характеристике образа на картине Крамского «Портрет сказителя былин»: глаза- внимательные, задумчивые, усталые; нос- крупный, большой; лицо- морщинистое, продолговатое, задумчивое)

• Объяснение значений слов с помощью различных приёмов (определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включения слова в контекст, подбора синонимов)

• Работа со словарём терминов и понятий изобразительного искусства

Следующая группа упражнений творческого характера, направлена на формирование у учащихся всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины.

• Сочинения по сюжетным картинкам.

• Сочинения по одной картине.

• Описание героя картины

• Описание места действия.

• Сочинение от имени одного из героев картины.

• Письмо от своего имени герою картины.

Последовательность анализа произведения живописи может быть разной, в зависимости от особенностей самой картины, от поставленных целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.

На первых этапах работы над анализом картины иногда использую следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей:

• Низ картины (земля, вода, фон)

• Средняя часть (основная), где как правило находится композиционный центр картины

• Верх картины (фон, небо)

Второй вариант анализа требует от учащихся определенных знаний и умений. Он может идти приблизительно по следующему плану:

• Жанр картины

• Ее предметное содержание

• Настроение, вызываемое произведением изобразительного искусства

• Основные микротемы картины

• Изобразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.), роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции.

10.02.2020 14:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!