СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок технологии 3 класс.

? Тема: "Работа с тканью. Изготовление куклы-ангела на основе народной

куклы-завёртки"

? Цель: формирование основ эстетической культуры через развитие

исторической памяти; развитие творческих способностей учащихся.

? Задачи: научить технологическим приёмам изготовления куклы-

ангела, закрепить получения знания и умения на практике;

? развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук; умение договариваться и работать в паре;

? воспитывать интерес к народному творчеству ( изготовление куклы-ангела ), к поиску Бога во всех своих действиях и поступках.

? Оборудование для учителя:

Образцы различных тряпичных кукол ( столбушка, покосница, пеленашка, ангел, тульская барыня ).

Видеосюжет о Денисе Васильевиче Давыдове.

? Оборудование для учащихся:

Три лоскута хлопчато-бумажной ткани (крыло 16*16 см, туловище 35*25 см, руки 14*18 см), льняные нитки, ножницы, коробка для мусора.

ТСО: телевизор, видеоплейер.

Ход урока.

1. Мотивация. Целеполагание.

Звучит отрывок из "Увертюры 1812 г." П.И.Чайковского.

Мы начинаем урок технологии в рамках нашего проекта "Ратное поле России"

по теме "Работа с тканью".

Я хочу вам рассказать одну притчу.

Притча "Поиски Бога".

Однажды люди спросили одного старца: -

-Как случилось, что ты стал угоден Богу?

Старец ответил:

- У меня было огромное богатство, и я захотел достичь Бога. Ночью мне приснился ангел и спросил:

- Что ты ищешь?

- Я ищу бога, - ответил старец.

И ангел сказал:

- Ты не сможешь найти Бога с таким багажом, как твоё богатство. Раздай его людям.

Проснувшись утром, старец раздал своё богатство людям, оставив себе только кусок ткани.

Ангел спросил:

- Но почему ты оставил себе кусок ткани?

Ты должен расстаться с богатством полностью, ничего не оставляя на чёрный день.

Человек так и сделал. Ночью ему снова явился ангел. Он сказал:

- Что ты теперь собираешься делать?

- Что же ещё? – сказал старец.

- Я собираюсь искать Бога.

И ангел сказал:

_ Теперь не нужно ни куда идти.

Оставайся, где ты есть, и Бог придёт к тебе сам.

- Ребята, почему мы говорим о том, что во всём нужно искать Бога?

( ответы детей ).

Мы вспоминаем ратные подвиги народа, историю строительства

государства Российского.

- Какие битвы мы с вами можем вспомнить?

(Война 1941 г., битва на Чудском озере, Куликовская битва, война 1812 г. )

Перед решающим сражением Отечественной войны 1812 г. командование русской армией принял Михаил Илларионович Кутузов. Адъютантом одного из помощников Кутузова был Денис Васильевич Давыдов ( на доске появляется портрет Давыдова ).

- Кто такой адъютант?

( ответы детей ) ( слово " адъютант" вывесить на доску)

? Адъютант – офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения служебных поручений ( словарь С.И.Ожегова ).

Началась Отечественная война 1812 г. Давыдов не желал оставаться в тылу на штабной работе, он рвался на передовую. Денис Васильевич был готов пожертвовать всем, что имел, не задумываясь, ради спасения свободы и независимости России. Давыдов был богат. Ему принадлежала деревня Бородино, которая прославилась в знаменитом Бородинском сражении. Не мог Давыдов отсиживаться в тылу! Раз не отпускает Кутузов на передовую, надо придумать что-то такое, чтобы бить врага изнутри. И придумал. Денис Васильевич предложил Кутузову создать партизанские отряды.

- Кто такие партизаны? ( слова "партизаны " вывесить на доску )

? Партизаны – участники вооружённой народной борьбы против иноземных захватчиков в тылу врага. ( Словарь С.И.Ожегова )

Давайте послушаем, что расскажет нам о Денисе Давыдове наш бывалый солдат Афанасий Иванович.

? Видеосюжет о Д.В.Давыдове ( 4 мин. )

Давыдов создал несколько партизанских отрядов и содержал их на свои средства. Французы так боялись Давыдова, что прозвали его "Чёрный Дьявол". Стоял отряд Давыдова в одной из деревень. Сам Денис Давыдович жил в доме деревенского старосты Гаврилы Карасёва. Был у старосты сын Иванко, а было Иванке в ту пору 9 лет. И вот какой однажды состоялся разговор между мальчиком и Денисом Васильевичем.

Сценка ( участвуют Иванко, Давыдов, автор, учитель )

Иванко. Дяденька, возьми меня с собой бить басурмана, проклятого француза!

Давыдыв. Нет, не могу, Иванко, мал ты ещё. Надо вырасти. Ведь тебе только 9 лет.

Иванко. ( очень просит ). Возьми, дядька Денис, не пожалеешь. Я и на лошади скачу, по деревьям ловко лазаю, как белка. Да и маленький я. Высмотреть могу, что взрослому не под силу.

Давыдов. Нет!

Автор. Твёрд был Денис Васильевич в своём решении. Поплакал Иванко, поплакал, да и полез на печку. Долго малец там копошился, сопел, шептал что-то, возился. Уехал Давыдов по партизанским делам. Возвратился поздно. А уж Иванко весь извёлся, его ожидаючи. На печке прятал Иванко кусок ткани, который подарила ему бабушка. Ткань была замечательная, она переливалась на солнце всеми цветами радуги. Когда Иванке было плохо, он всегда рассматривал эту ткань, и ему казалось, что так переливаются одежды ангелов, когда они стоят перед Божьим престолом. Всю ночь Иванко возился на печке, что-то мастеря.

Иванко. На, дядька Денис! ( протягивает ему тряпичного ангелочка ) Меня не берёшь бить супостата французского, так пусть всегда с тобой будет мой ангел. Пусть хранит тебя он от вражеской пули. Носи его всегда с собой.

Автор. Хоть и суров, немногословен был Давыдов, да и вдруг прослезился. Смахнул скупую слезу. До глубины души тронул его подарок Иванки.

Давыдов( прижимая мальчика к себе ). Буду бить француза проклятого до последней капли крови своей. Жизни не пожалею за Русь-матушку. Ты мне веришь, Иванко?

Иванко. Да!

Автор. Так и случилось. Много крови попортил французам партизанский отряд Дениса Давыдова.

2. Постановка трудовой задачи.

- А вы хотите сделать такого ангела?

- Мы будем работать с тканью. Но давайте сначала послушаем и посмотрим, каких кукол делали в русских деревнях из ткани.

Рассказ о народной кукле. ( подготовленный ученик ) Показать образцы народных тряпичных кукол.

Со старых времён на Руси было принято бережно относиться к каждому лоскуту ткани. Их бережно хранили и часто "вертели" из них кукол. В русской деревне самодельная тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5-6 дети сами начинали "вертеть" простейших кукол для себя. На Рождество и день Ангела было принято дарить кукол-ангелов. Их развешивали в избе, на Рождество вешали в качестве игрушки на ёлку, вешали над кроватью детей.

Пеленашка – девочки качали этих кукол, как мамы младенцев

Покосница – давали детям поиграть, чтобы их занять, пока взрослые косят.

Тульская барыня – делали в Тульской губернии.

Столбушка – можно одну куклу по- разному наряжать.

3. Составление плана работы.

- Из каких частей состоит ангел? ( руки, ноги, голова, крылья, туловище )

- Сколько деталей нам понадобиться для работы?

( 3 детали: 1. для рук

2. для ног, тела, головы

3. для крыльев )

- Как соединяются детали в изделии? ( нитками )

- Какие материалы понадобятся? ( ткань, нитки )

- Какие инструменты? ( ножницы )

С чего начнём работу?

План работы.

1. Свернуть деталь рук. Закрепить нитками.

2. Сложить деталь крыльев. Закрепить нитками.

3. Свернуть деталь головы, туловища, ног. Собрать изделие.

4. Работа по 1 пункту плана.

Ребята, чтобы сделать ангела, мы должны поработать в парах. Ткань надо придерживать с одного конца, а с другого скручивать в трубочку. Закрепить концы нитками. Договоритесь между собой, кто будет придерживать ткань, кто скручивать, кто завязывать нитки на концах трубочки. ( Показать приём изготовления скрутки из ткани вместе с ребёнком )

Работа в парах. Заготавливаем одну деталь рук. Меняемся ролями, заготавливаем вторую деталь рук.

5. Работа по 2 пункту плана.

Показать варианты складывания крыльев ( по диагонали, по середине противолежащих сторон квадрата )

6. Работа по 3 пункту плана.

Свернуть трубочку. Сложить её пополам. Закрепить нитку для подвешивания. Подложить палец. Завязать нитку под пальцем. Получится голова. Вложить деталь крыльев, рук, завязать под ними нитку. Ангел готов.

7. Итог урока. Выставка работ.

- Чему мы сегодня научились? ( работать с тканью, скручивать трубочку, закреплять нитками концы трубочки )

- Оцените каждый свою куклу: кто доволен своей работой поднимите руки.

- Может, кто-то считает, что у него что-то не получилось и хочет поделиться с нами своими мыслями?

Учитель. Иванко не пожалел свою единственную драгоценность: кусочек материи, который подарила ему бабушка. В его жертвенном поступке проявилась вся любовь русского народа к своим защитникам. Мы, сделав этих кукол, тоже вложили своё сердце, мастерство, свою любовь, чтоб подарить этих ангелов нашим гостям как память об Иванке, Денисе Васильевиче Давыдове, героях Отечественной войны 1812г.

( Дети дарят ангелов гостям под музыку. Звучит "Увертюра 1812г." П.И.Чайковского )

13.06.2015 09:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!