СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок «Плотность вещества». 7 класс.
Цель урока: познакомить с такой характеристикой вещества, как плотность; выяснить физический смысл плотности. Сформировать умение учащихся вычислять и сравнивать плотности веществ.
Орг. Момент.
Ребята посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и приступили к работе.
1. Тест (по теме « Взаимодействие тел. Масса.)
( выполнение теста и сбор работ)
2. Знаю я с 7-го класса
Главное для тела – масса
Если масса велика – жизнь для тела нелегка.
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить
Только в том кого винить?
Масса является мерой инертности: чем больше масса, тем более инертно тело.
Для того, чтобы изменить скорость тела даже малой массы, необходимо время.
Опыт ( наблюдение инертности).
На лист бумаги положить монетку. Резко дернув лист, мы легко его вытащим оставив монету лежать на столе.
Повторим опыт более медленно выдергивая лист – времени вытаскивания листа достаточно для того, чтобы сообщить монете такую же скорость и она будет двигаться вместе с листом
Физкультминутка.
Закрыли глаза, зажмурились, открыли; еще раз закрыли и представили, что вы сидите в автобусе. Автобус резко набирает скорость, куда мы отклоняемся? Изобразите.
Едем дальше, вдруг произошло резкое торможение, куда мы движемся? Открыли глаза.
Благодаря какому явлению мы с вами проделали упражнение?
Ответы на вопросы:
1. Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири?
2. Воздух под поршнем насоса сжали. Изменится ли масса воздуха? А что изменится?
Аналогия: 30 учеников, находясь в походе, на ночлег должны распределиться по 5 палаткам. Какова плотность заселения палаток?
А если палаток будет 3?
Когда ведро с водой тяжелее – когда в нем находится холодная или горячая вода?
(на доске заранее записаны значения плотностей холодной и горячей воды)
Проблема: геологи открыли залежи нефти, определив размеры месторождения – объем.
Как найти массу?
Определить известными способами: взвешиванием или взаимодействием – нельзя. Значит нужно знать, как плотно расположены молекулы этих веществ друг к другу, т.е. знать плотность.
Массу эм легко найдем. умножив ро на в объем.
На столе стоят 3 весов: 1) два цилиндра одинакового объема. но разной массы;
2) два шарика разного объема. но одинаковой массы;
3) две пластины одинакового объема и одинаковой массы.
Вопрос: что можно сказать о плотности веществ. из которых они изготовлены?
Вывод: плотность того вещества больше, чья масса больше;
Плотность того вещества больше, чья объем меньше.
Плотность – важная характеристика вещества. Её учитывают при проектировании зданий, станков и механизмов, самолетов и космических кораблей. Учёные создают материалы с большей прочностью и малой плотностью. Примерами таких сплавов могут служить сплавы алюминия или титана.
Для того. чтобы описать вещество всегда одинаково, необходимо пользоваться телами не просто равных объёмов, а объёмов равных единице.
Тогда плотность равна массе единицы объёма, т.е. плотность не зависит ни от массы, ни от объёма.
Плотность – физическая величина, характеризующая состояние вещества и численно равная отношению массы однородного тела к его объёму.
Единица плотности в системе СИ – кг/м 3, но часто плотность выражается в г/см3.
(Перевод заранее записан на доске.)
Открываем страницу 50-51 учебника, рассмотрим таблицы плотностей твёрдых тел, жидкостей и газов.
Задание на доске: с помощью таблицы определить, какое вещество имеет наибольшую и наименьшую плотность: из твёрдых тел, жидкостей и газов.
Лёд, вода и водяной пар – это три состояния одного и того же вещества. Следовательно одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность.
При решении задач будем пользоваться табличными данными. В таблице приведены значения плотности для определённой температуре, если температура изменяется, то меняется и плотность.
3. Решение задач по вариантам из сборника задач.
4. Закрепление.
Вопросы:
1) С какой характеристикой вещества мы познакомились?
2) Как определить плотность вещества?
3) Изменяется ли плотность вещества при нагревании? Как?
4) Как определить плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр экспериментально? Какие приборы используются?
5) Как определить массу кирпича с помощью линейки?
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: эксп. задача: определение массы воздуха в комнате.
Упр.7(1;4), параграф 21.
© 2015, Ченченкова Людмила Григорьевна 607