СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки по технологии деятельностного метода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык Класс 6 Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ пос. Озерки Васильева Елена Николаевна Тема: «-н- и –нн- в суффиксах прилагательных» Тип урока: ОНЗ Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ пос. Озерки Конаковского района Тверской обл. Основные цели: 1. Сформировать умение строить правила на примере правописания -н- и –нн- в суффиксах прилагательных. 2. Сформировать умение применять правило написания -н- и –нн- в суффиксах прилагательных. 3. Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность. Материалы к занятию 1) Демонстрационные материалы: 1. Задание на актуализацию знаний; 2. Задание на внимательность, образец для проверки; 3. Задание для пробного действия; 4. Шаги плана действий; 5. Эталон. 2) Раздаточные материалы: 1. Карточка для задания на пробное действие; 2. Задание на первичное закрепление во внешней речи; 3. Основа для выполнения самостоятельной работы; 4. Таблицы для домашнего задания. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности.  Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, объемная, но, если вы сами построите правило, вам будет проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. Открою секрет: вопрос по этой теме входит в тест ЕГЭ.  Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)  Молодцы, желаю вам удачи! 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.  С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)  Что такое имя прилагательное? (Это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?» «чей?».)  Как изменяются прилагательные? (Прилагательные изменяются по родам, падежам, числам.)  Как образуются прилагательные? (Прилагательные могут образовываться приставочным, суффиксальным или приставочно-суффиксальным способом.)  Выполните поморфемный разбор следующих прилагательных: барабанный, зеленый, деревянный, здоровенный, бессонный, багряный. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка проводится фронтально, при необходимости проводится коррекция ошибок.  Следующее задание на внимательность: найдите лишнее слово в каждой строке и объясните свой выбор: Задание выполняется фронтально: В первой строке лишнее слово «голубиный», т.к. во всех словах суффикс – енн-, а в этом слове – ин-. Во второй строке лишнее слово «дискуссионный», т.к. во всех словах суффикс с одним «н», а в этом слове с двумя «н». В третьей строке лишнее слово «операционный», т.к. во всех словах суффикс «н», а в этом слове - «онн». На доске:  Молодцы! Что вы повторили?  Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить задание на пробное действие, которое поможет нам понять, что мы не знаем?)  Что особенного вы можете сказать о правописании выделенных суффиксов? (В суффиксах прилагательных может писаться –Н- и –НН-.)  Задание на пробное действие: объясните правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных. Суффиксы на доске:  У кого нет ответа? Что вы не можете сделать? (Я не могу объяснить, от чего зависит написание этих суффиксов.)  У кого есть ответ? Вы можете назвать эталон, который помог вам ответить на поставленный вопрос? (Я не могу назвать эталон, который помог мне ответить на поставленный вопрос.)  Как нужно относиться к возникшим трудностям? (Спокойно.)  Как вы поступаете, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Нужно остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)  Верно! Вам обязательно поможет это в работе.   3. Выявление места и причины затруднения.  Какое задание вы должны были выполнить? (Объяснить правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных.)  Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правило правописания суффиксов прилагательных с –Н- и –НН-.) 4. Построение проекта выхода из затруднения.  Сформулируйте цель своей деятельности? (Узнать правило правописания суффиксов прилагательных с –Н- и –НН-.)  Сегодня при открытии нового правила вам потребуется умение находить закономерности. Я вам предлагаю расставить в правильной последовательности шаги плана, по которому вы будете достигать, поставленной цели. На доске шаги плана: После согласования на доску вывешивается план: 5. Реализация построенного проекта. Учащиеся работают в группах, реализуя план. Одной из групп предлагается озвучить результат своей работы, остальные работают на дополнение, уточнение.  Устанавливаем закономерность: в суффиксах -АН-, -ЯН-, -ИН- пишем одну Н, а в суффиксах -ОНН-, -ЕНН- пишем две Н.  Вы правильно сформулировали правило, но у нашего правила есть исключение:  Теперь, можете выполнить пробное задание? (Да.) 6. Первичное закрепление во внешней речи.  Что вы должны теперь сделать? (Научиться применять правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных.)  В этом вам поможет следующее задание: вставьте пропущенные буквы и графически объяснить написание. На доске карточка со словами: Первых три слова разбирается у доски, а два последних - выполняется в парах. После работы учащиеся проверяют задание по образцу для самопроверки при необходимости проводится коррекция. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой.  Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.) Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу. После самопроверки проводится обсуждение, почему и где возникли затруднения. Задание для самостоятельной работы: Образец для самопроверки: 8. Включение в систему знаний и повторение.  Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодиться в жизни: нужно уметь грамотно писать.)  Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение изученного и включить в него материал сегодняшнего урока.)  Выполните задание: вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму графически. Упражнение будете выполнять самостоятельно. После выполнения учащиеся сверяют с образуом. Упражнение 1) Снизу донесся нарастающий, поднимающийся гул, сбоку - стук костя_ных шаров через стекля_ную перегородку, за которой мелькали встревоженные лица. 2) Подумать только: сорок копеек из двух блюд, а они оба эти блюда и пятиалты_ного не стоят, потому что остальные двадцать пять копеек завхоз уворовал. 3) Затем кровя_ное солнце со звоном лопнуло у него в голове, и больше он ровно ничего не видал. 4) Ути_ный нос побледнел, и Турбин сразу понял, что он ошибся, схватил не того, кого нужно. 5) Машина, провернув первые застоявшиеся волны, пошла ровно, тысячеголовым, льви_ным ревом и звоном наполняя пусты_ные залы Спимата. 6) Орли_ным взором окинув позицию, Коротков поколебался мгновение и с боевым кличем: "Вперед!" - вбежал в бильярдную. 7) Но женщина осталась непрекло_ной и печальной.  Наш урок подходит к концу, вы сегодня хорошо работали. 9. Рефлексия учебной деятельности.  Что нового узнали на уроке?  Какую цель поставили в начале урока?  Вы достигли поставленной цели?  В чем было затруднение?  Как вы открывали новое знание?  Что вы использовали при построении нового знания?  Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, поставьте себе отметку по нашей шкале: «Я прошел все этапы учебной деятельности, в самостоятельных работах не допустил ошибок» - «5». «Я прошел все этапы учебной деятельности, в одной из самостоятельной работе допустил ошибки» -«4».
Категория: Русский язык
28.01.2017 14:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП