СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ» Цель: составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), используя разнообразные средства связи между частями высказывания. — Дети, под нашей дверью оказался щенок. Кажется, он потерялся. Чем мы можем ему помочь? Как найти его хозяина? Наверное, лучше всего написать объявление. Надо так хорошо описать щенка, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру? Дети описывают щенка, выделяя его характерные особенности. — Давайте представим такую ситуацию. Вы нашли на улице щенка, принесли его домой и просите маму оставить его у вас дома. А мама никак не хочет щенка оставлять. Попробуйте доказать ей, что собака — самый верный друг человека и что этот щенок вам просто необходим. Воспитатель берет на себя роль мамы и опровергает аргументы детей своими доводами («у меня и так хватает забот; кто с ним будет гулять, нас целый день нет дома; чем мы будем его кормить; он порвет нам обои, будет грызть мебель.» и т. д.). — Хорошо, вы меня убедили. Щенок радуется вместе с вами и хочет узнать, где он будет жить. (В будке, конуре.) Мы сможем построить конуру по точкам на листе бумаги, называя слова-действия. Что умеют делать собаки? Кто называет слово, тот и соединяет точки по порядку. — Посмотрите, щенок порвал книгу, и ее невозможно прочитать. Давайте поможем восстановить текст рассказа. Я прочитаю начало, а вы будете продолжать и заканчивать: «Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал, что кто-то под кустом жалобно пищит. Он заглянул туда и увидел щеночка. Он был такой маленький, крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки, прижал к себе и решил отнести домой». Дети придумывают продолжение и окончание рассказа. А все остальные выкладывают на столах модель рассказа, чтобы получилось три части: начало, середина, конец. — Давайте закончим фразу, которую я начну, чтобы получилось складно: «Мы на улицу пошли.(и щеночка там нашли). Наш щеночек маленький.(грелся на завалинке). Ты, собачка, где гуляла? (Детям косточки искала.) Мы с собачкою гуляли.,.(ничего не потеряли)».— Миша подружился со щенком, так что про них можно было бы сказать водой не разольешь. Как вы понимаете это выражение? Можно ли его использовать в рассказах? В каких? «ЖДЕМ ГОСТЕЙ» Цель: учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки. — Дети, послушайте, какое письмо нам написали из другого детского сада: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Маша и Ойка. Посмотрите Ойкины рисунки, она рисовала посуду, но что- то у нее не получилось. Помогите ей. До свидания!» — Посмотрите рисунки и скажите, чего не хватает (чашка без ручки, чайник без носика, нож без лезвия, ложка без ручки). — К нам придут гости. Как будем накрывать стол? В чем будем подавать сахар? Конфеты? Соль? Масло? Хлеб? Салфетки? Из чего будем кормить и поить гостей? Где можно приобрести посуду? Я предлагаю сходить в магазин «Посуда» и приобрести все необходимое. Только сначала уточним, что из чего сделано. Кто быстро и правильно ответит, тот и пойдет в магазин. Давайте поиграем с мячом. Кому я кину его и назову предмет, тот должен ответить, из какого материала он сделан. В игре «Магазин» воспитатель берет на себя роль продавца и говорит: «Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в магазин. Как вы думаете, какая посуда у нас продается? Тарелки какие бывают? (Глубокие и мелкие.) Чашки и блюдца? (Фарфоровые.) Вилки и ножи? (Стальные.) Ложки? (Столовые и чайные, металлические и деревянные)». — Продам все, что пожелаете, да не за деньги, а за уменье, за уменье рассказать о том, что будете покупать. Опишите форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, Для чего он нужен вам? Лишь тогда его продам! — И еще одно условие. Описывая предмет, не называйте его, пусть другие дети догадаются, что вы хотите купить. — Прежде чем сервировать стол, выполните еще одно задание. Возьмите листочки бумаги, на них нарисовано по два предмета посуды. Вы должны раскрасить их. Если про этот предмет можно сказать, какой он (например, нож), вы закрасите его синим карандашом. Если можно сказать какая (например, ложка), закрасьте красным цветом, а если какое (блюдце) — возьмите зеленый карандаш. Детям даются листочки бумаги с контурами предметов посуды: нож и ложка, ведро и кастрюля, чашка и блюдце, вилка ложка. ит. д. После рисования дети сервируют стол, приглашаю присутствующих гостей к чаю. Развитие образной речи Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире — в формирование общих художественно-творческих способностей детей. Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает разные способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре. Сроки становления разных видов деятельности неравномерны, и каждый вид творческой деятельности ребенка имеет свою специфику. Вместе с тем существуют и какие-то общие вопросы, которые решаются исследователями в любом виде деятельности ребенка, особеннов развитии художественно-творческих способностей. Это вопросы об источниках и условиях возникновения творчества у детей, создании художественной среды, роли руководства творческим процессом, о понимании связей и отношений между обучением и творчеством, репродуктивным и продуктивным путями создания образа. Живопись, музыка, поэзия — это виды единого процесса эстетического освоения действительности, имеющие общий источник и способы художественной деятельности, связанные с развитием способности воображения. Именно эту способность психологи считают универсальной по отношению к любому виду человеческой деятельности, и наиболее успешно способность воображения развивается в процессе творческой деятельности в области искусства. Проблема развития творчества детей дошкольного возраста широко и всесторонне изучалась в разных направлениях в Институте дошкольного воспитания АПН: анализ творческих компонентов в различных видах деятельности дошкольника, развитие воображения в игре, формирование детского художественного творчества. Все исследования в той или иной степени затрагивают вопросы развития творческих способностей детей, рассматривая их как сочетание интеллектуальных, познавательных и эмоционально-волевых моментов. Одной из важнейших проблем развития художественных способностей дошкольников является соотношение обучения и творчества. Важным показателем обучения является возникновение у ребенка интереса к художественной деятельности, самостоятельность и активность в процессе творчества (Н.А. Ветлугина). Огромную роль в становлении детского творчества играет1 восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи. Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности. С произведениями литературного творчества ребенок встречается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладевают умением создавать собственные сочинения, да еще грамматически правильно, связно, выразительно. Психологи связывают трудности развития словесного творчества со многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов (мышления, восприятия, воображения), малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т. д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения при развитии творческих способностей в области слова. Развитие образности как важной характеристики связной речи СЛ. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал о том, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности,. так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли». Так, всякая метафора выражает общую мысль, и в то же время она вносит новые оттенки вэту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи — метафоры, аллегории, сравнения — это специфические средства выражения различного смыслового содержания. Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь, конечно, большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых. Эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. Конечно, основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий. Эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи/Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания. Развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь мы говорим о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т. е. основная задача — не только научить детей понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи. Это умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально- выразительный подтекст высказывания является очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие детьми художественного текста и перенос усвоенных знаний в их сочинения. Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова.
© 2017, Седых Ирина Николаевна 796