СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Устный фольклор как средство приобщения двуязычных детей к этнокультурным ценностям родного народа в условиях города
Аннотация.Опеределена актуальность проблемы.Обоснованы специфические особенности среды воспитания в городской семье,обобщается опыт проведения допольнительных кружковых занятий для двуязычных детей по приобщению их к этнокультурным ценностям родного народа посредством устного фольклора.Подведены результаты индивидуальной работы с детьми.
Ключевые слова: двуязычные дети,среда воспитания, устный фольклор, приобщение, этнокультурные ценности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
Учет этно культурной ситуации развития ребенка провозглашен как один из главных принципов дошкольного образования.
Основное содержание народной педагогики якутов вытекает из характера жизнедеятельности,уровня культуры народа сучетом природно – климатических,социально – экономических,национальных и демографических условий.
Подчеркивая о народности воспитания,К.Д.Ушинский писал: “Воспитание,если оно не хочет быть бессильным,должно быть народным.Только народное воспитаниеявляется Жиым органом в историческом процессе народгого воспитания [2,c.127].
Этнопедагогическое воспитание опирается на воспитательный потенциал устного народного творчества – эпоса, сказок,басен, загадок, пословиц и поговорок. «Приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они проживаю соприкосновение с искусством, традициями, историей родного края, участие в народных праздниках, духовного обогащения ребенка, содействует формированию региональной и этнокультурной идентичности. [3,c.3].
Жизнь городской семьи отличается от семьи, проживающей в сельской местности:
- уклад жизни городской семьи резко отличается от образа жизни семьи, проживающей в сельской местности;
- в городских семьях преобладающе разговаривают на русском языке – языке межнационального общения;
- в семьях также наблюдается не соблюдается традиции и обычаи родного народа.
Дети в городских семьях растут в двуязычной среде. С одной стороны, что ребенок овладевает двумя языками неплохо, тем более дети в возрасте 3 -5 лет легко усваивают второй язык. Тем не менее, нельзя забывать, что с материнской речью ребенок впитывает культуру родного языка, его образ мысли, развивает образность своего мышления.Материнская речь - это средство выражения всех оттенков своих чувств, особенностей восприятия мира, приобщения к системе ценностей.
Для решения существующих проблем нами проводятся дополнительные кружковые занятия для двуязычных детей по изучению и приобщению к этнокультурным ценностям родного народа посредством устного фольклора. На занятиях не только учим детей отгадывать загадки, знакомим с пословицами и поговорками, скороговорками, но и приобщаем к этнокультурным ценностям фольклора. Известно, что устное народное творчество является, « своеобразным моральным кодексом народа…»[1,c.72]. В инсценировании басен,сказок дети предают свои чувства, выражают неподдельные отношения к характеру персонажей и обыгрываемым ситуациям. С учетом уровней овладения родным языком, мотиваций и интересов для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный маршрут обучения.
Радуют первые результаты фольклорного кружка,о которых говорят успехи воспитанников нашей группы. К примеру, Макаров Андрей завоевал звание лауреата 2 степени на первом Республиканском конкурсе фольклора. Он также стал лауреатом 3 степени на 1 -2 –х городских фольклорных конкурсов «Золотые звуки».Наши дети отличились, прежде всего как талантливые импровизаторы - артисты.К примеру Дегтярев Мичил стал дипломантом 3 степени на 5 региональном детско – юношеском конкурсе - фестивале «Зима начинается с Якутии»,а также на 3 городском фольклорном конкурсе «Золотые звуки» стал лауреатом 1 степени. Дети, занимающиеся в фольклорном кружке,получают возможность участия в различных творческих проектах, региональных конкурсах, в т.ч. на таком популярном конкурсе «По истокам традиций» в рамках федерального проекта «Северный Колорит».
Проводимые развлечения «Вечера Байанай», «Танха»,»День якутского языка»,»Дни сказок» всегда вызывают неподдельный интерес и детей, и родителей. В конце учебного года в детском саду традиционно проводится национальный праздник «Ысыах».На ысыахе наши дети, их родители самые активные участники конкурсов: «Длинная коса», «Лучший национальный костюм», «Лучшее оформление местности олонхо» и т.т.д.
Мы считаем, что в дошкольном возрасте ребенок до 5 лет должен приоритетно приобщаться к родной культуре и расти в среде материнского языка.В этом заключается природосообразность воспитания.И при этом фольклор является самым богатым источником духовных идеалов народа, его ценностного отношения к миру.
Литература
1.Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие. – Якутск: Издательский дом СФВУ,2013. – 164 с.
2.Ушницкий К.Д. Избранные труды.Кн.1.Проблемы педагогики.- М.:Дрофа,2005.- 638 с.Учет региональных и этнокультурных особенностей в основных образовательных программах дошкольных образовательных организаций Республики Саха (Якутия). – Якутск,2015.- 72 с.
© 2019, Поликарпова Октябрина Семеновна 409