СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал 6класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный журнал: «Человек и его манеры»

6 класс

Богомолова Татьяна Анатольевна,

учитель МБОУ «Гимназия» г. Гая

Оренбургской области

Классный час в 6 классе направлен на воспитание сознательной дисциплины на уроках и во внеурочное время. Человек дисциплинированный должен быть и вежливым по отношению к взрослым (родителям, бабушкам, дедушкам, учителям), но и к своим сверстникам. В наше время эта тема очень актуальна.

Устный журнал: «Человек и его манеры». – 6 класс.

1 страница. «Что значит быть дисциплинированным».

Вступительное слово учителя.

Когда говорят о дисциплине школьника, чаще всего и прежде всего имеют в виду внешнюю сторону дисциплины – соблюдение школьниками установленного порядка в школе, дома на улице, в общественных местах; их послушание, повиновение, то есть выполнение ими требований и распоряжений учителей и родителей. Разумеется это всё входит в понятие дисциплина… Но одного этого мало… По-настоящему воспитанный человек обладает чувством долга и стремится руководствоваться им. Такой человек уважает коллектив, действует в его интересах, подчиняет свои личные цели целям и стремлениям коллектива, умеет отказаться от таких действий, которые не одобряются коллективом. Дисциплинированный человек не только сам невосприимчив к отрицательным явлениям, но и активно борется за укрепление дисциплины в коллективе, решительно выступает против нарушения дисциплины в любой форме. Все «Правила для учащихся» обязывают нас быть дисциплинированными, но дисциплинированный человек - это культурный человек.

  • Примерно веди себя.
  • Будь скромным, вежливым, предупредительным, аккуратно одетым.

(из «Правил для учащихся»).

Ученик: Неряха.

Пропустив обед и ужин,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет –

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться непонятно –

Что он делал?

Где он был?

Как на лбу возникли пятна фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином?

И расстегнут воротник?

Кто он - этот ученик?

Перед вами памятки «Общие правила культурного поведения».

  1. Правила вежливости.

До 16 века «вежа» означало «знаток». Вежливый тот, кто знает, как вести себя, сообразуясь с обстоятельствами. Изменяются обстоятельства, и вежливость меняет оттенки. Корректность – несколько подчёркнутая, официальная, иногда суховатая вежливость. Учтивость – почтительная вежливость по отношению к старшим, к женщине. Любезность – вежливость с выраженным желанием быть приятным, полезным. Деликатность – вежливость в сочетании с особой мягкостью и точностью в понимании других. Но во всех случаях основа вежливости – уважение к людям.

Надо ли быть вежливыми с теми, кого мы не уважаем? Надо. Холодно-вежливыми, но вежливыми обязательно, потому что вежливость – это не только уважение к другим, но и чувство собственного достоинства.

а). Вежливость – это форма общения с людьми. Вежливость проявляется в словах, тоне, жесте, мимике. «Здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» и другие слова, сказанные грубым тоном, перестанут быть вежливыми и могут оскорбить или обидеть человека.

б). Вежливость необходимо проявлять по отношению к знакомым и незнакомым людям, старшим и младшим, ко взрослым, товарищам, дома, в школе, на улице, в общественных местах.

в). Здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать о чем-либо надо доброжелательно, приветливо, не забывая слова «спасибо», «пожалуйста», «извините».

г). Не следует ждать, когда вас попросят об услуге, надо быть внимательным к окружающим. Уступить место в автобусе, трамвае, донести тяжёлую сумку пожилому человеку.

д). Невежливо вмешиваться в разговор старших, перебивать собеседника, смеяться над неловкостью других, не отвечать на письма, вскрывать и читать чужие письма.

2. Правила точности и обязательности.

а). Культурный человек должен быть точным и обязательным. В этом выражается уважение к людям.

б). Быть обязательным – это значит точно выполнять свои обещания, стремиться ответить помощью на помощь.

в). Никуда и никогда не опаздывать. Если вы обещали кому-либо прийти к определённому времени, надо обязательно выполнить обещание, а если вы не можете прийти вовремя, надо сообщить об этом. Если уходите из дома, скажите родителям, куда идёте и зачем. Будьте точны, не заставляйте их ждать.

3. Культура речи.

а). Старайтесь говорить просто и правильно, не употребляя в разговоре грубых слов и жаргонных выражений.

б). Смотрите на того с кем разговариваете, нетактично смотреть в сторону, отворачиваться, смотреть на часы, подчёркнуто выражать нетерпение.

в). Не говорите о том, чего не знаете, не употребляйте незнакомых слов.

г). Невежливо говорить только о себе, с излишней горячностью и быстро, вмешиваться в разговор других людей, во время разговора размахивать руками, громко смеяться.

4. Поведение мальчиков и девочек по отношению друг к другу.

а). Мальчики должны быть внимательными и предупредительными по отношению к девочкам. Они должны уметь подать пальто, пропустить вперёд себя в дверях, уступить место в автобусе, помочь перейти скользкое место на улице, защитить, если их обижают.

б). Девочки должны уметь принять эти услуги, поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав «спасибо».

5. Поведение на улице, в общественных местах, транспорте.

а). Строго соблюдайте Правила уличного движения.

б). Воспитанный человек не бросит на землю огрызок яблока, обёртку от конфеты, мороженного.

в). Неприлично громко смеяться, кричать, обращать на себя внимание.

г). Если на улице встретили инвалида, ребёнка, старого человека, помогите им перейти улицу. Толкнув кого-либо, извинитесь.

д). В трамвае, автобусе всегда берите билет и правильно оплачивайте проезд. В транспорте нехорошо громко смеяться, разговаривать, мешать людям.

е). Не занимайте места, предназначенные для инвалидов. Уступайте место престарелым, женщинам. Делайте это просто и незаметно.

ж). Не опаздывайте к началу сеанса, спектакля. Не занимайте чужие места. Проходя на своё место между рядами, надо идти лицом к сидящим.

з). В зрительном зале надо вести себя так, чтобы не мешать окружающим: не вертеться на своём месте, не вскакивать, не хлопать откидными стульями, не есть во время представления, быть сдержанными в выражении своих чувств, не бросать вслух реплики, не кричать, не свистеть.

и). При выходе из театра, кино, со стадиона надо проходить спокойно, стараясь не толкаться и не протискиваться вперёд, не задерживайтесь в дверях.

2 страница. Несколько правил хорошего тона.

а). Среди правил культурного поведения – поведение на улице, в общественных местах, в транспорте.

Поможет нам вспомнить эти правила и закрепить их любимая «Радионяня». (Включается пластинка.)

б). А все ли умеют пользоваться телефоном? Сегодня мы поговорим о телефоне. Телефон прочно вошёл в нашу жизнь. (Продолжение пластинки «Радионяня»). Закончить разговор о телефоне поможет словарь «Этикет от А до Я» раздел «Телефон».

Умеете ли вы пользоваться телефоном? Да? В таком случае ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Звоните ли вы по частным делам знакомым на работу и по служебным – домой?
  2. Считаете ли вы возможным заменить личную беседу телефонной: например, советоваться с учителем о выполнении домашнего задания, консультироваться с товарищем, спорить о решении задачи, примера?

Если два раза вы сказали «да», то вы не умеете пользоваться телефоном.

в). Гость в доме. Давайте поговорим о том, как надо принимать гостей.

Как же должен вести себя хозяин и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям было хорошо и уютно?

Хозяин должен быть приветливым – нужно разумно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его. Быть внимательным – значит видеть всех и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стесняется или впервые в доме, уделить побольше внимания. Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих друзей, но и чем занять их. Быть щедрым – значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, пластинок, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо. Быть бескорыстным – значит не требовать благодарности за то, что сделано для гостей, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с их приходом, не напоминать без конца, как хорошо всё устроили, и самое главное, не рассчитывать на ответный приём, угощение и подарки. Быть тактичным – значит не замечать невольных ошибок и промахов гостя, не затевать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – неумехой. Хозяин должен быть ровным, вежливым и, чтобы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

Гость вовремя приходит, уходит тоже вовремя, не затевая при этом прощальный диспут в прихожей. Хороший гость не заставляет развлекать себя и сам готов занять других: сыграть, спеть, рассказать, когда его об этом попросят. Очень важный совет из старинной книги: «Будучи в обществе имейте вид приятный, ласковый и даже весёлый. Ежели вам сделали какие неудовольства, забывайте их тут же. Весьма бесполезно приходить к людям для того, чтобы им показать свой дурной нрав. Ежели вы никоим образом не можете принять лучшего вида, то оставайтесь дома».

г). «Не смешно».

Но не всегда ребята бывают вежливыми по отношению друг к другу. Встречаются среди ребят категории «шутников». У них есть нехитрый набор старых как мир «бородатых» острот, которыми они обходятся во всех случаях жизни. «Эй, у тебя колесо сзади!» - кричат они велосипедисту. Таких горе -остряков давным – давно высмеяли в своей замечательной книге «Двенадцать стульев» блестящие писатели – сатирики Илья Ильф и Евгений Петров. Один из персонажей книги – пустая и глупая Эллочка. В её распоряжении имеется лишь одна шутка, которую она повторяет бесконечно: «У вас спина белая».

Стремление насаждать слова – тоже признак плохого вкуса и недостатка чувства юмора. Так появляются слова: «здоровско», «жива схлопочено» и прочие «чудовища». Иной мальчишка изо дня в день повторяет такие словечки в классе, да ещё произносит их погромче, чтобы всем было слышно. При этом он победно смотрит вокруг, вот какой я остроумный. И, знаете, что удивительно? Многим совсем не смешно, но, боясь прослыть людьми, лишёнными юмора, они смеются, изо всех сил изображая веселье, хватаются за животы, перегибаются пополам, делая вид, что сейчас умрут от смеха. И зря. В таких случаях надо твёрдо и уверенно сказать: «Хватит! Слышали! Не смешно!»

«Не пара пустяков».

За тонкой, чуть прикрытой дверью бушует жизнь:

- Бык! Постой, Бык! Подожди!

- Привет, Ходуля!

- Косой, шапку забыл, иди к тёть Нюре!

Мне вдруг начинает казаться, что я попал в недобрую сказку, где живут некрасивые звери и вещи и разговаривают они мальчишечьими и девчоночными голосами.

Смеяться над чьим-нибудь именем, превращать его в предмет шуток, мне кажется, может только не очень умный человек. Но ещё хуже тот, кто издевается над внешностью другого и дразнит его обидными кличками.

Спрашивают ребята: «как избавиться от кличек?» Когда я ещё училась в школе, мы у себя в отряде этот вопрос обсуждали. И решение, помнится, приняли такое. Пусть каждый проверит, как он сам называет других. Обращаться друг к другу только по именам. На клички не отзываться. Если нечаянно назвал другого по кличке, извинись. На необидные клички не сердиться.

Последний пункт вызвал много споров. Но ведь и вправду – не все прозвища обидны. Моряки, например, старшего механика называют Дедом. А шутливые и ласковые имена, которые вам дала мама, - Косточка, Ёлка. Ну, можно ли обидеться на такое? Вопрос обсуждается серьёзный. И, лучше, если выводы вы сделаете сами. А я закончу словами А. Барто: Да, имя и фамилия – не пара пустяков.

д). Словарь «Этикет от А до Я».

Пошлость. Постоянный эпитет к этому слову – многоликая. Действительно, пошлый – значит избитый, безвкусный, вульгарный, низкий, непристойный… Кричащий грим на лице – пошлость. Парень, пристающий к девушке («Вы эту книжку читали? Я тоже этим интересуюсь! А вы?»), - пошляк. Пошлые анекдоты, двусмысленные шуточки, затёртые остроты, дешёвые сенсации. Пошлость самозванна, назойлива. Словом, нет ничего пошлее пошлости.

Сквернословие. О нём нельзя писать с улыбкой. К нему нельзя относиться снисходительно. Его нельзя прощать никому. Абсолютно прав Макаренко: «…Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешёвая гадость, признак самой дикой, наглой культуры. Это отрицание пути к вежливости, к глубокой человеческой красоте.»

е). Переменка. «Благодарю за внимание».

Если бы у вас спросили: «Что нужно уметь в вашем возрасте?» Вы бы ответили: «Читать и писать, на коньках кататься, уметь уравнения решать». Но я уверена, что никто бы не вспомнил об умении вести себя. «А что это такое?» - спросят меня драчуны, хвастуны, выскочки. Уметь себя вести – значит быть таким, чтобы любому было приятно смотреть на тебя, играть с тобой – весело и дружить с тобой – интересно. Вот что такое «уметь вести себя»!

29.12.2015 17:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!