СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устранение парафункций мышц языка в комплексном лечении зубочелюстных аномалий и болевого синдрома дисфункции ВНЧС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устранение парафункций мышц языка в комплексном лечении зубочелюстных аномалий и болевого синдрома дисфункции ВНЧС Функциональное состояние челюстно-лицевых мышц имеет большое значение в этиологии и патогенезе зубочелюстных аномалий и болевого синдрома дисфункции ВНЧС. Динамическое равновесие сил жевательного аппарата в значительной степени обусловлено согласной работой мимических мышц и мышц языка. Язык и связанные с ним мышцы являются основной силой противодействия щечным мышцам и круговой мышце рта. Недостаток координации может быть вызван неправильным положением языка во время дыхания, глотания, речеобразования, особенно произношения передних зубных звуков. При инфантильном глотании язык упирается в разомкнутые зубы, прокладывается между ними, отталкиваясь от губ или щек. Неправильное глотание сопровождается нарушением сократительной функции 22-х мышц, в том числе жевательных, мышц шеи, трапециевидных, длинных мышц спины [4]. Устранение парафункций мышц языка и нормализация глотания, обучение пациентов навыкам удерживания языка в правильном положении при закрытом рте предупреждают развитие патологических прикусов, являются решающим фактором ретенции результатов ортодонтического лечения ряда зубочелюстных аномалий, входят в комплекс миотерапевтического лечения болевого синдрома дисфункций ВНЧС. Определение типа глотания не представляет трудностей и выявляется при клиническом обследовании пациента. Признаком нарушения глотания является наличие у пациента мимических движений, сопровождающих глотание, особенно в нижней части лица. Пациенту предлагается проглотить слюну. Правильно происходящее глотание характеризуется сомкнутыми зубными рядами и отсутствием сокращения мимических мышц. Положение языка в момент глотания можно определить, раздвинув пальцами губы пациента. Клиническая практика, однако, свидетельствует, что вопросам нормализации функции глотания не уделяется достаточное внимание как врачами-ортодонтами, так и стоматологами. Материал и методики лечения

В настоящей работе предлагается методика устранения парафункций языка, апробированная в клинической ортодонтической практике. Нарушение функции глотания обнаружено нами у 64 % пациентов (в возрасте от 5-ти до 34-х лет) с зубочелюстными аномалиями и болевым синдромом дисфункции ВНЧ-суставов из общего количества обратившихся в клинику кафедры ортопедической стоматологии и ортодонтии. Для устранения инфантильного глотания использовали миофункциональную терапию, включающую коррекцию осанки, миогимнастику для мышц языка, обучение правильному глотанию и применение ортодонтических аппаратов и приспособлений. Занятия с пациентами проводились в условиях клинического кабинета. В основу был положен комплекс миогимнастики, разработанный Ф.Я. Хорошилкиной [1, 2], с нашими дополнениями. Регулярные занятия проводились дома, пациентам предлагался комплекс упражнений для ежедневной тренировки. Обучение пациентов начинали в зубоврачебном кресле, фиксируя внимание на правильности выполнения каждого движения. После освоения комплекса дальнейшие занятия проводили у зеркала, контролируя правильность осанки: голова удерживается прямо, взгляд горизонтальный, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут. Для закрепления навыков правильной осанки использовали гимнастическую палку, применяя ее же в упражнениях дыхательной гимнастики. Упражнения выполняли в умеренном темпе от 10 до 15-ти раз.

Упражнения для тренировки круговой мышцы рта. Ребенок смыкает губы и надувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы (2 варианта выдоха – через центр губ и через углы губ )

При протрузии верхних фронтальных зубов ребенок надувает воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю. Накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.

Ребенок вытягивает нижнюю губу и охватывает ею верхнюю губу, затем верхней губой охватывает нижнюю.

Упражнение на удержание между губами полоски плотной бумаги или клеёнки 3- 5 мин.

Ребенок набирает в рот воды и удерживает её, не проглатывая и не разжимая губ.

Ребенок закладывает мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

Упражнения для развития мышц, регулирующих положение нижней челюсти. При дистальном прикусе ребенок медленно выдвигает нижнюю челюсть вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливаются впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживается 10 сек., затем медленно устанавливается в исходное положение. То же упражнение ребенок выполняет с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.

При мезиальном прикусе ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживается в течении 4-8 сек. Облегченнный вариант выполнения упражнения - движения челюсти с запрокидыванием головы назад.

Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть, - прикусывание прикусывание палочки. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают её между боковыми зубами ребенка и удерживают в таком положении. Ребенок сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду

Упражнения для тренировки мышц языка Упражнение 1. Язык высунуть максимально вперед, поворачивать вправо и влево.

Упражнение 2. Язык поднять вверх, расположить у переднего участка твердого неба, перемещать язык по небной поверхности вправо и влево, касаясь кончиком каждого зуба. Упражнение 3. Язык поднять вверх, расположить у переднего участка твердого неба. Перемешать язык по своду твердого неба максимально назад и вперед в исходную точку. Это упражнение выполняется в быстром темпе, с максимальным напряжением мышцы.

Упражнения для тренировки мышц переднего участка языка

Упражнение 1. На кончик языка наложить кольцо диаметром 5 мм (5\16"). Пациент должен поднять язык кверху, прижать кольцо к переднему участку твердого неба (в области небных складок). Зубы при этом необходимо сжать, губы не смыкать. Далее пациенту рекомендуется проглотить слюну, не изменяя положение кольца. Упражнение повторяли в первый день 5–6 раз, во 2-й – 2 раза (утром и вечером) по 5–6 раз, в последующие дни – 3 раза в день по 10–12 раз Упражнение 2. Резиновое кольцо пациенту рекомендовалось прижимать кончиком языка к переднему участку неба в области небных складок, сжать зубы и губы и удерживать кольцо в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивали до 15 мин, 30 мин, одного часа. Упражнение 3. Язык с резиновым кольцом в прежнем положении. Зубы сомкнуты. Пациент обучался проглатыванию слюны с несомкнутыми губами. Упражнение повторяли 3 раза в день по 10 минут.

Упражнения для мышц среднего участка языка

Упражнение 1. Подражание звуку ударов копыт лошади (цокание) – выполнять 50–60 раз. Упражнение 2. На язык накладывали два резиновых кольца: одно – на кончик, другое – на середину. Предлагалось поднять язык вверх и прижать к своду неба. Зубы сжать и, не изменяя положения языка, проглотить слюну (фото 2). Упражнения для мышц заднего участка языка Упражнение 1. На язык накладывали три резиновых кольца (по форме равнобедренного треугольника с вершиной на кончике языка), язык прижимался к небу. Удерживался язык от 5 до 10-ти минут, контролировалось глотание (фото 3). Упражнение 2. Полоскание горла теплой водой, что способствовало расслаблению мышц и их массажу.

Упражнения для тренировки глотания

Упражнение 1. Язык поднять вверх и расположить посередине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произнести слово «шейка», проглотить слюну с сомкнутыми зубами. Упражнение 2. Набрать в рот воды, запрокинуть голову, громко произнести звук «А», проглотить слюну, не разжимая зубов. Упражнение 3. Набрать в рот воды, сомкнуть губы, сжать зубы, язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь кончиком языка в область складок на скате неба. Все группы мимических мышц должны были находиться в состоянии покоя.

Категория: Логопедия
22.10.2017 14:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП