СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В первый раз в детский сад». (Советы педагога-психолога в период адаптации).

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В первый раз в детский сад».

(Советы педагога-психолога в период адаптации).

1. Особенности адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Адаптация или приспособление организма к новым условиям включает широкий спектр индивидуальных реакций, которые зависят от психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка, семейных отношений и ряда жизненных обстоятельств.

Для малыша детский сад - это новый, еще неизвестный простор, новое окружение и новые отношения; попав сюда, ребенок вынужден ко всему приспосабливаться. Для того, чтобы сформировались механизмы саморегуляции, которые позволят малышу привыкнуть к новым условиям, ребенку нужно чувствовать себя защищенным.

Есть разные мнения по поводу того, в каком возрасте лучше начинать посещать садик. Оптимальный возраст начала посещения детского 2-3 года. Как правило, это связано с тем, что дети, которым еще не исполнилось двух лет, не умеют самостоятельно пользоваться ложкой, одеваться, пользоваться туалетом и т.д. К тому же они в детском саду чаще болеют, ведь чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система. Кроме того, ученые доказали, что именно в 2-3 года увеличивается выносливость клеток коры головного мозга и способность к концентрации нервного возбуждения. Поэтому малыш в этом возрасте уже может дольше сосредотачиваться на одном виде деятельности (задании или игре) и меньше утомляется, готов быть бодрым и активным все 6-7 часов, до и после дневного сна. Уместно отметить, что у малыша уже есть потребность и возможность посвятить это время общению не только с родителями, но и с другими взрослыми людьми или детьми.

По наблюдениям психологов, наиболее критический возраст для адаптации - от 9-10 месяцев до 1 года 6 месяцев. Но можно уверенно утверждать: никто не знает малыша лучше родителей. Если обстоятельства позволяют, родители могут отдавать в садик ребенка в любом возрасте, руководствуясь своей интуицией и учитывая индивидуальные особенности малыша.

2. Факторы риска

Средний срок адаптации детей в группе раннего возраста в норме составляет 7-10 дней.

По данным научных исследований, факторы риска, осложняют период адаптации, это:

1. Во время беременности: токсикоз, стрессовые ситуации, прием лекарств, употребление алкоголя, курение.

2. После родов:

• недоношенность или переношенность ребенка;

• большая масса тела (более 4 кг);

• частые ОРЗ, рахит, анемия, диатез, другие заболевания;

• задержка психического развития;

• отсутствие отца или матери в семье;

• первая или единственный ребенок в семье;

• конфликтные отношения в семье.

3. Этапы адаптации

В процессе адаптации ребенка к условиям ДУЗ исследователи выделяют несколько основных этапов:

• «Буря» - комплекс внешних воздействий вызывает бурную реакцию и сильное напряжение детского организма. Повышается возбудимость, тревожность, могут расти агрессивность, уход в себя, часто наблюдаются плохой сон, аппетит и настроение. Продолжительность этого этапа - от 2-3 дней до 1-2 месяцев;

• «Буря затихает» - период неустойчивого состояния, когда ребенок ищет оптимальные варианты реагирования на воздействия: пытается взаимодействовать со сверстниками, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Продолжительность - от недели до 2-3 месяцев;

• «Штиль» - период относительного приспособления к новым условиям. Ребенок начинает усваивать новую информацию, устанавливать контакты, проявлять во время занятий инициативу. При этом существенно снижается заболеваемость, улучшаются сон, аппетит, настроение. Благоприятный период для развития всех психических процессов. Продолжительность этого этапа - от 2-3 недель до 6 месяцев.

4. Характеристика поведение детей на этапах адаптации.

На первом этапе почти у всех детей наблюдаются признаки нестабильности в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Пожалуй, нет ни одного малыша, который не страдал бы из-за разлуки с родными. Дети отказываются от общения, игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями - плачут, разлучаясь и встречаясь с ними. В группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, постоянно спрашивают о маме, просятся домой, могут отказываться от еды; бывает так, что ребенка ничем не успокоить. Занятия и групповые игры, организованные воспитателем, детей не интересуют, они не замечают ярких игрушек, которые находятся в группе, предпочитая своей любимой игрушке, принесенной из дома. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.

На втором этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаются к нему за помощью и поддержкой, если возникают трудности при выполнении режимных процедур или если что-то не получается. Малыши хотят, чтобы воспитатель их утешил, когда они скучают по дому и за мамой: дети стремятся к постоянному физическому контакту, хотят получать внимание и ласку, положительную оценку своей деятельности, уверенность в том, что родители все-таки придут. Ребенок может постоянно ходить за воспитателем, который ободряет ребенка, заверяя его, что мама обязательно придет, привлекает малыша к своим делам - просит помочь убрать игрушки или принести книгу, чтобы почитать ее с другими детьми. Как правило, дети охотно выполняют такие просьбы.

На третьем этапе дети начинают пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку. Малыши активно привлекают внимание воспитателя, стремятся привлечь его к своей деятельности, если возникают трудности во время игры, обращаются за помощью, откликаются на предложения поиграть вместе. На данном этапе дети включаются в групповые подвижные игры и занятия.

На последнем этапе малыши начинают интересоваться другими детьми, нуждаются в общении с ними, стремятся привлечь к себе внимание товарищей, удержать его, улыбаются при встречах с ровесниками, заглядывают в глаза, предлагают игрушки. Дети начинают играть со сверстниками, эмоционально выражаются, кривляются, подражая другим, получая удовольствие от таких забав. Появляются выборочные симпатии к определенным детям. Малыши начинают замечать грусть, радость других детей, эмоционально сопереживают, если кому-то больно.

Указанные периоды адаптации проходят все, кто пришел в детский сад, но продолжительность этапов у каждого своя. Ребенок быстро и безболезненно может адаптироваться к ДУЗ, а может надолго остановиться на определенном этапе.

Советы педагога-психолога для родителей дети

которых впервые пошли в детский сад.

Как надо себя вести родителям, когда Ваш ребёнок впервые начал посещать детский сад:

  • Готовьте вашего ребёнка к кратковременной разлуке с вами, дайте ему понять, что это неминуемо только потому, что он (или она) уже большой. Настройте ребёнка на мажорный (положительный, весёлый) лад.
  • Как можно раньше сообщите воспитателю о личных особенностях ребёнка (привычках, привязанностях, темпераменте,…)
  • Постепенно увеличивать пребывание ребёнка в детском саду.
  • Создать дома такой же режим, как в детском саду.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для ребёнка в семье.
  • Сократить просмотр телевизионных передач, больше общаться с ребёнком, гулять.
  • При выявлении серьёзных изменений в поведении ребёнка как можно раньше обращаться к врачу или психологу детского сада.
  • Самое главное будьте уверенны в важности посещения ребёнком детского сада и показывайте ребёнку свою уверенность.

Как не надо себя вести родителям ребёнка, когда он впервые начал посещать детский сад:

  • Наказывать ребёнка детским садом и поздно забирать домой.
  • Конфликтовать с ним дома, строго наказывать за капризы.
  • В выходные дни резко менять режим дня ребёнка.
  • Обсуждать проблемы, связанные с детским садом, в присутствии ребёнка.
  • Не выполнять рекомендации врача и воспитателей и других специалистов ДОУ.
29.09.2017 08:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП