СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Крылатые фразы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История оставила нам огромное количество пословиц, поговорок, крылатых фраз, которые являются исторической памятью народа. В них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства, и поэтому пословицам, поговоркам, крылатым выражениям необходимо уделять внимание не только на уроках русского языка, на уроках истории, во внеклассной работе по предметам.

Учитель должен научить учащихся раскрывать их смысл, пояснять, какие исторические события послужили поводом к их созданию. Учитель может использовать пословицы, поговорки как в своем рассказе, так и в качестве заданий развивающего характера. Изучение крылатых фраз обеспечивает метапредметные связи, что предусмотрено ФГОС.

Использование крылатых фраз расширяет кругозор учащихся, обогащает словарный запас, позволяет в занимательной форме изучать историю.

Игра-викторина «Крылатые фразы русской истории» может быть использована, как на уроках обобщения и повторения пройденного материала, так и во внеурочной деятельности.

Игра-викторина для 6 – 7 класса

«Крылатые фразы русской истории»

1.В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу Казанского царства город Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону татарскую знать, князей-мурз. Князья довольно охотно шли на встречу новой власти, стремились сохранить свое положение и богатство. Многие из них переходили в христианство, получали от царя подарки и ехали в Москву, чтобы присоединиться к царской свите. Этих князей народ смешливо называл:

a)Незваный гость хуже татарина

b)Сирота Казанская

2.В веке по распоряжению царя Алексея Михайловича, на «столбовой» дороге между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было произведено измерение расстояний и установлены верстовые столбы такой высоты, каких на Руси еще не видывали. Какое выражение родилось в связи с этим событием?

a)Достань воробышка

b)Верста коломенская

c)Аршин проглотил

d)Колосс на глиняных ногах

3.Соловей любимая птица нашего народа. Издавна у нас существовало ценители соловьиного пения, они строго различали соловьиные «школы». Какие соловьи считались лучшими на Руси?

a)Подмосковные

b)Рязанские

c)Псковские

d)Курские

4.Эта поговорка возникла в те времена, когда на Руси люди являлись в церковь в теплой одежде и, зная, что внутрь входить в шапке нельзя, складывали свои треухи и колпаки у самого входа. По окончанию церковной службы, выходя, все разбирали их. Что это за поговорка?

a)Закидать шапками

b)На воре шапка горит

c)По Сеньке и шапка

d)Прийти к шапочному разбору

5.В царской России повсюду в людных местах собирались толпы нищих, калек, слепцов с поводырями, выпрашивавших со всевозможными причитаниями милостыню у прохожих. В частности. Слепцы особенно часто распевали песню, сочиненную по одному евангельскому сюжету. Какую песню они пели?

a)Петь Лазаря

b)Лебединая песня

c)Петь аллилуйю

d)Дифирамбы петь

6.Старая Русь не могла обойтись без лыка – липовой коры. Из лыка плелись коробки, туески, лапти. Каждый крестьянин должен был уметь, если не плести, то хотя бы ремонтировать. Так называли человека, находящегося не в своем уме либо пьяного до предела.

a)Не лыком шит

b)Горе лыковое

c)Лыка не вяжет

d)Лыком подпоясанный

7.В московском Кремле была в старину площадь. Здесь постоянно толпился народ. Обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Глашатаи громким голосом на всю площадь оглашали царские указы и приказы. Как называлась эта площадь?

a)Красная

b)Васильевская

c)Ивановская

d)Кремлевская

8.В языке старорусских «потешных людей» - шутов, гудошников, скоморохов, репертуар которых состоял из езды на козлах или свиньях возникло это выражение:

a)На кривой кобыле не объехать

b)Ни пройти, не проехать

c)На козе не подъедешь

d)Козел отпущения

9.Кому на Руси прописывали ижицу?

a)Больному

b)Нерадивому ученику

c)Отличнику

d)Вору

10.«Огнем и мечом»

a)Крестили Русь

b)Крестили Новгород

c)Присоединяли Новгородское княжество к Москве

d)Победили монголо-татар

11.«Погибоша аки обре». Как вы думаете, кого называли обрами наши предки?

a)Авар

b)Татар

c)Турок

  1. Печенегов

12.Турецкий султан хвастал перед Петром, что его бойцов несметная сила. И достал султан из кармана шаровар пригоршню мака:

- Попробуй-ка сосчитай сколько у меня войска!

Петр пошарил у себя в кармане, достает одно единственное зернышко и говорит:

- Мое войско не велико, а попробуй раскуси-ка!

Что достал Петр I?

a)Орех

b)Перец

c)Камень

d)Горох

13.Как-то в Петербурге среди ночи Петр принялся бить в набат, поднял на ноги всех жителей. Когда они примчались на площадь, вместо пожара увидели огромные огни, разведенные в честь:

a)Первого января

b)Первого мая

c)Первого сентября

d)Первого апреля

14.Есть такая старинная игра при помощи, которой, как уверяют, развивается терпение и осторожность. Перед вами лежит кучка крошечных вещичек, в беспорядке нагроможденных. Требуется маленьким крючком вытаскивать из груды одну за другой, так, чтобы остальные не потревожить. Как называлась эта игра?

a)Баклуши

b)Лапта

c)Бирюльки

d)Чехарда

Ключ:

1.Сирота Казанская

2.Верста коломенская

3.Курские

4.Прийти к шапочному разбору

5.Петь Лазаря

6.Лыка не вяжет

7.Ивановская

8.На козе не подъедешь

9.Нерадивому ученику

10.Крестили Русь

11.Авар

12.Перец

13.Первого апреля

14.Бирюльки

Категория: История
14.01.2017 11:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!