СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Колногорова К.И., учитель - логопед, 1 категория. |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа – интернат № 11, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» |
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Распространенность специфических ошибок письменной речи связывается с глубиной нарушений фонематического слуха и восприятия.
На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого фонематического процесса формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление. Между нарушениями устной речи, письма существует тесная связь и взаимообусловленность. Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для речевого развития, потому что они представляют собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем в устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается недостаточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
У детей данной с данной формой дисграфии встречаются следующие замены или смешения букв на письме:
- звонкие – глухие согласные (Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш)
- лабиализованные гласные (О – У, Ё – Ю)
- соноры (Л, М, Н, Р, Й)
- свистящие и шипящие (С- Ш, З – Ж, СЬ – Щ)
- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – ТЬ, Ц – Т, С – Ц, Ч – Ш, Ц – ТС)
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
© 2019, Колногорова Кристина Игоревна 966