СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние нарушений фонематических процессов на письмо и задачи коррекционного обучения младших школьников с акустической формой дисграфии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Колногорова К.И.,

учитель - логопед, 1 категория.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа – интернат № 11, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Распространенность специфических ошибок письменной речи связывается с глубиной нарушений фонематического слуха и восприятия.

На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого фонематического процесса формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление. Между нарушениями устной речи, письма существует тесная связь и взаимообусловленность. Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для речевого развития, потому что они представляют собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем в устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается недостаточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

У детей данной с данной формой дисграфии встречаются следующие замены или смешения букв на письме:

- звонкие – глухие согласные (Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш)

- лабиализованные гласные (О – У, Ё – Ю)

- соноры (Л, М, Н, Р, Й)

- свистящие и шипящие (С- Ш, З – Ж, СЬ – Щ)

- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – ТЬ, Ц – Т, С – Ц, Ч – Ш, Ц – ТС)

Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим.

Категория: Логопедия
05.02.2019 11:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!