СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние цвета на успеваемость школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, веса, времени, пространства, размера), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при экспозиции зрению, так и при освещении им частей человеческого тела. Эмоциональная реакция является составной частью целостной психофизиологической реакции организма на цвет, человек же неосознанно использует цвет как средство психической саморегуляции.

В течение последних 30 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи. В начале 70-х гг. Общегосударственная лига педагогических исследований Японии представила исследовательский доклад, согласно которому почти 80% всех опрошенных преподавателей ответили, что число учеников начальных образовательных школ, которые в силу своих способностей не в состоянии учиться дальше, превысило половину.

Среди указанных в докладе дефектов развития детей и подростков особенно поразил резкий рост количества плохих поступков и случаев насилия в школах.

Приходится констатировать, что в наше время агрессивность, которая формируется в детях и молодых людях, проявляется в форме откровенного насилия.

В человеческих отношениях у детей почти всегда присутствует болезненная реакция на другого человека. Это еще одна особенность нашего времени, которая начинает приобретать патологический характер.

В связи с появлением случаев издевательств возникают и социальные проблемы, например, непосещаемость школы или частый отказ от ее посещения. Если же ребенок перестает посещать школу, то его агрессивность, направленная до этого времени на других, обращается на него самого, а в том случае, когда она не может реализоваться, происходит ее трансформация в какую-либо патологию.

Сегодня мы столкнулись с новой формой огрубления детей и подростков.

Согласно статистике (1999г.) частота появления случаев насилия стала неуклонно нарастать.

По словам некоторых учителей средних общеобразовательных школ, нынешнее насилие в школе, если сравнить с периодом десятилетней давности, в большинстве случаев возникает совершенно внезапно. При этом исходит от тех школьников, от которых его труднее всего было ожидать.

Надо обратить внимание на то, что подростки, совершившие дурные поступки и условные преступления, не отличаются от подростков, не вызывающих проблем, с точки зрения сознания и ценностей. Можно сказать, что у любого ребенка потенциально присутствует возможность в какой-то день внезапно разрушить свою собственную жизнь. Сегодня вне зависимости от того, каков возраст учеников в классе, какой это класс, какой преподаватель работает в аудитории все шире распространяется тенденция распада дисциплины в классе и невозможности вести преподавание. Это явление требует пересмотра концепции школы в целом, а также стиля работы преподавателей.

Преподаватели указывают на следующие явления, характерные для учеников старших классов начальной общеобразовательной школы. На уроках бросается в глаза то, что дети либо шумят, либо постоянно переговариваются шепотом; ребята объединяются в группы, внутри которых часто возникают издевательства, раздоры, антагонизм. Распространяется дурное поведение - насилие, кражи, курение, нюхание наркотиков, непосещение школы. Из-за таких детей школа постепенно ухудшается. А. Сайдзе так описывает непрерывно "грубеющий облик школы”:

1. Дети не выполняют указаний учителя;

2. В отсутствии порядка и организованности дети ведут себя как кому вздумается;

3. Учебный процесс обычно не ведется, постоянно стоит шум;

4. Происходят драки, издевательства.

5. Дети мгновенно возбуждаются, и все наполнено ощущением бессилия.

Причины огрубления. Вначале рассмотрим факт ускорения развития тела ребенка. Если провести сравнения с данными 25-летней давности, то видно, что развитие детей ускорилось на один год, а если посмотреть на 50 лет назад - на два года.

Взросление же души не успевает за физическим развитием тела, возникает разлад между переполняющей тело энергией и общепринятыми нормами поведения. Душевная гармония в целом не наступает, и возникает состояние неустойчивости. Развитие учеников старших классов начальной общеобразовательной школы не попадает на продолжение линии развития учеников третьего и четвертого классов. Это с необходимостью вытекает из особенностей периода полового созревания. Социальное развитие детей отстает и усиливаются инфантильные тенденции.

Таким образом, ученики старших классов начальных общеобразовательных школ вынуждены нести на себе бремя сразу трех проблем - внутренней неустойчивости, связанной с половым созреванием, усиления инфантильности в тех из них, кто находится вне школьной жизни, втягивания в водоворот состязаний в способностях, вызванного необходимостью самостоятельно выбирать дальнейший путь. Именно здесь лежат причины возникновения проблемного поведения у сегодняшних школьников старших классов начальной школы.

Большинство современных детей и подростков, пытаясь избежать собственных внутренних кризисов, с одной стороны, становятся безразличными и нечувствительными к другим людям, а с другой - чудовищно жестокими по отношению к ним.

Изучался факт распространения среди детей боязни взгляда другого человека и страха перед другим человеком, и был сделан вывод, что это - "явление болезненной реакции на другого человека, вызванной повышенной возбудимостью”.

Кроме того, в настоящее время возросло в школах количество гиперактивных детей.

Известно, что эмоциональные нарушения нередко лежат в основе плохой успеваемости и нарушения поведения у детей.

Цветовое оформление школьных помещений (совместно с работой педагогов, родителей и психологов) способствует созданию сосредоточенности и внимания учащихся, корректирует их эмоциональное состояние, влияет на их настроение, формирует у детей эстетический вкус.

Поэтому, продумывая цветовое оформление школы надо учитывать особенности современных школьников, их повышенную возбудимость. В связи с этим не рекомендуется использовать яркие цвета.

Кроме того при цветовом дизайне учебных аудиторий важно учитывать и освещенность класса. Цвет покрашенных поверхностей должен обеспечить высокое отражение света, а также благоприятное распределение яркости и ее контрастов между поверхностями, находящимися в поле зрения детей.

Свет, поступающий через окна или исходящий от искусственных источников света, падая на светлую поверхность стен, потолка и других предметов многократно отражается, и это усиливает освещенность. Темные же поверхности поглащают значительную часть света.

Для учебных помещений и читального зала библиотеки наиболее благоприятны светлые, спокойные тона: светло-зеленый, цвет натурального дерева, светло-желтый, светло-синий.

Рекреационные помещения, вестибюль и актовый зал можно окрасить в более яркие тона. Для помещений, ориентированных на север, целесообразны теплые тона (розовый), а для ориентированных на юг - холодный (голубой, зеленый).

Светлая окраска мебели и ограждающих поверхностей (стены, потолок, двери и др.), соблюдение мер предосторожности от попадания прямых солнечных лучей способствуют равномерному распределению яркости в поле зрения учащихся. Неравномерная яркость ведет к частой переадаптации зрения и, следовательно, к его утомлению.

Изложенные общетеоретические положения нуждаются в конкретизации для практического применения. Остановимся на простейшей модели использования цвета в качестве фактора психической регуляции, предложенной В.П. Яньшиным. Эта классическая модель предполагает использование цветного освещения или колорита окраски наружных стен или интерьеров для достижения соответствующих изменений психологического состояния человека (аналогичный вариант - ношение цветных очков). Исходя из этого дальнейший текст оформлен в виде "рецептуры, характеризующей психологические и физиологические эффекты определенных цветов. При использовании цветового освещения следует учитывать следующую закономерность: реакция на любое цветовое воздействие носит синусоидальный характер, то есть через несколько минут после начала облучения реакция меняется на противоположную.

1 Красный

Красный и его оттенки используются врачами в случаях охлаждения и недостатка телесного тепла. Красная часть спектра имеет разогревающий эффект. При физическом освещении красный слишком силен, лучше употреблять легкие розовые оттенки - в случае меланхолии и легкой депрессии. Стимулирует активность мужских половых желез. Красный цвет - это согревающий элемент солнечного света с особенно активирующим эффектом на кровь и до определенной степени - на нервы. Максимально усиливает тонус мышечных сокращений. Повышает давление и частоту пульса. Под его воздействием временные промежутки переоцениваются, а величина и вес предметов кажутся больше. Вариации красного предпочитаются экстравертами, поэтому его можно использовать для лечения меланхолии: он способствует отвлечению внимания от внутреннего и направлению его на внешнее. Увеличивает возбуждение автономной нервной системы и коры головного мозга, способствует повышению тревоги и враждебности. Ассоциируется с активным, восторженным настроением. Ассоциируется с комедией, силой, энергией. Общие впечатления: блестящий, интенсивный, непрозрачный (плотный), чистый; умственные ассоциации: жар, огонь, кровь; объективное впечатление: страстный, возбуждающий, активный; субъективное впечатление: интенсивность, яркость прожорливость, свирепость.

2 Оранжевый

Имеет оживляющее влияние на эмоции. Темно-оранжевый имеет наибольшее возбуждающее действие, потом алый и желто-оранжевый. Почти в той же степени, что и красный, увеличивает силу мышечных сокращений. Общие впечатления: яркий, светоносный, пылающий; умственные ассоциации: теплый, металлический, осенний; объективные ассоциации: веселый, приятный, энергичный; субъективные ассоциации веселый, избыточный, сытый. Оранжевый же предпочитается в целом в своей чистой форме, но приятен в разбавлении (персиковый) и оттенках (коричневый). Он менее примитивен, чем красный. Он аппетитен. Красно-оранжевый ассоциируется с такими чертами человеческого характера, как отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, суетливость, дружелюбие, уверенность, общительность, раздражительность, сила, обаяние, деятельность, а когда приписывается характеру другого человека, выражает положительное отношение. Предпочтение красно-оранжевого сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета.Символизирует возбудимость, жизненную динамику, уровень активности.

3 Желтый

Желтый производит вдохновляющий и стимулирующий эффект на нервную систему. Ассоциируется с комедией, теплотой и удовольствием. Общие представления: солнечный, разряженный, лучезарный; умственные ассоциации: солнечный свет; объективные ассоциации: приветливый, воодушевляющий, жизненный, небесный; субъективные ассоциации: высокое духовное здоровье. О желтом говорится как об оказывающем наилучший эффект на человеческий обмен веществ. Он оценивается также как наиболее "естественный. Оценивается как "активный, но "слабый. Выбирать желтый цвет склонны люди, обладающие чертами сангвинического "темперамента: экстравертированные, энергичные, склонные к риску, но в то же время прагматичные, предпочитающие конкретные цели и не склонные как переоценивать собственные возможности, так и излишне тревожиться на свой счет (П.В. Яньшин). Этот цвет - надежда и ожидание большого счастья во всех его бесчисленных формах. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся. Всякий, кто отдает предпочтение этому цвету, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему и свойственна поверхность в делах, склонность к переменам ради перемен и нетерпеливые поиски альтернативных решений, непостоянство. Если этот цвет отвергается, значит, человек разочаровался в своих надеждах, ощущает вокруг себя пустоту, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.

4 Зеленый

Освещение зеленым понижает кровяное давление, оказывает на нервную систему седатирующее и гипнотическое воздействие, полезно при нервном возбуждении. По данным ассоциаций наибольший транквилизирующий эффект производит желто-зеленый, а затем зеленый. Он ассоциируется с обилием и здоровьем. Общие представления: чистый, влажный; умственные ассоциации: прохлада, природа, вода; объективные ассоциации: утихомиривающий, освежающий, мирный, нарождающийся; субъективные ассоциации: мертвенная бледность, болезнь, ужас, вина. Характеризовался как доминантный, интровертированный. Ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности (А.Н. Лутошкин). Оценивался как холодный (R. J. Lewinski). Зеленый создает условия для размышления и окончательного завершения задачи; в зеленом идеи (возникшие в красном) разовьются и действия будут проделаны (Гольштейн). Предпочтение зеленого сопровождается общей нормализацией психического состояния, в частности повышением порога фрустрации, уменьшением склонности к ипохондрической фиксации на состоянии своего здоровья, уменьшением черт демонстративности во внешнем поведении и склонности к вытеснению эмоционально-значимых стимулов. Человек, предпочитающий этот цвет требует признания своих заслуг, хочет повысить уверенность в своей ценности, настойчиво пытается отстаивать свои претензии к каким-либо ценностям, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ, либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое превосходство или культурное достояние. Если человек отвергает зеленый, значит он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием.

5 Синий

На синем сосредотачиваются также в случаях жара, высокого давления и истерии (Парацельс). При освещении синий и фиолетовый обладают охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом. Ассоциируется с духовностью и мыслью (R. Ross). Синяя часть спектра имеет охлаждающий эффект. Он сужает артерии и повышает давление. Он имеет тонизирующий кровь антисептический эффект и прекрасен при заболеваниях кожи. Общее представление: прозрачный, мокрый; умственные ассоциации: холод, небо, вода, лед; объективные ассоциации: подавленность, меланхолия, созерцание, трезвость; субъективные ассоциации: уныние, боязливость, скрытность (F. Birren). Под воздействием синего временные промежутки недооцениваются, предметы кажутся более легкими, размеры - меньше. В голубом (синем) затруднена фокусировка взора. Он действует седативно и рекреативно. В нем взор отдыхает. Кроме того, он наиболее предпочтителен в мире (F. Birren). В нем глаз утопает. Синий есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного оно получает признак человеческой печали. Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим, и другие могут доверять ему. Если человек отвергает синий цвет, он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям, он находит их либо скучными, либо обременительными.

6 Пурпурный

При освещении пурпурный сочетает стимулирующий эффект красного с тонизирующим эффектом синего (J. Hessey). Общее представление: глубокий, мягкий, атмосферический; умственные ассоциации: прохлада, туман, темнота, тень; объективные ассоциации: достойный, помпезный, грустный, мистический; субъективные ассоциации: одиночество, депрессия (Birren). Малиновый характеризуется эгоизмом и неискренностью (А. Эдкинд), а при атрибуции другому человеку выражает положительное отношение (П.В. Яньшин). Пурпурный более или менее нейтрален биологически. Вместе с тем из всех оттенков он кажется наиболее эстетичным. Символизируется эллипсом как производный от круга (синий) и квадрата (красный) (J. Itten). "Персиковый, или "инкарнат, является наиболее естественным цветом человеческой кожи. Это образ - отражение душевного в живом" (Р. Штейнер). "Он возбуждает, однако, совсем в ином роде, чем красно-желтый, он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство (Гете).

7 Фиолетовый

Фиолетовый и лавандовый - объекты концентрации при воздействии на нервную систему успокаивающего характера (Парацельс). Фиолетовый, как и синий, обладает охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом (D. Babbit). Как и синий, нарушает фокусировку глаза (F. Birren). Ассоциируется с тревожным неудовлетворительным настроением (О.В. Сафуанова). Депрессирующий. "Фиолетовый имеет склонность удаления, это есть… охлажденное красное в физическом и психологическом смысле. Он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное" (В. Кандинский). Человек, предпочитающий его не только хочет сам очароваться и восхищать других, но и желает сам находиться в состоянии зачарованности. Этот цвет обычно предпочитают интеллектуально и эмоционально незрелые люди, школьники, женщины в период беременности, сексуальные меньшинства. Им мир кажется волшебным местом, где нужно только выкрасить волшебную лампу Алладина, чтобы она принесла им все. Человек, отвергающий его, не желает связывать себя никакими отношениями, пока не определится позиция других людей.

8 Коричневый

По семантическому дифференциалу оценивается как один из наименее приятных, очень пассивный и слабый. В качестве человеческих характеристик ему приписываются уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность, расслабленность (А.М. Эткинд), а при приписывании его характеру другого человека отражает крайне негативное, презрительное отношение (П.В. Яньшин). Чаще всего ассоциируется со "стандартным" и "прозрачным в противовес "возвышенному и "необычному (О.В. Сафуанова). Предпочтение коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением самооценки и повышением персивераторных тенденций (снижением слитности) на уровне тонкой моторики. Если человек ощущает болезнь или физический дискомфорт, этот цвет психологически приобретает для него все большее и большее значение. Часто его предпочитают те, у кого нет своего домашнего очага, стабильного ощущения физической удовлетворенности и безопасности. Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима" (Klar).

9 Серый

Ассоциируется со старым возрастом (F. Birren). По семантическому дифференциалу имеет самую низкую оценку, является самым пассивным, очень слабым и низко оцениваемым. Производит наименьшее возбуждающее воздействие (Л. Сивик). Оценивается как нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный (А.М. Эткинд), а при атрибуции другому человеку выражает негативное отношение (П.В. Яньшин). "Символ бездушной неподвижности. И чем серое становится темнее, тем больше возрастает перевес безутешного и выступает удушающее" (В. Кандинский). Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, оставаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно - он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют "серыми мышками, "серыми кардиналами.

10 Белый

Идеально сбалансированный цвет, чистый и естественный в своем влиянии. Общее представление: пространственный свет; умственные ассоциации: прохлада, снег; объективные ассоциации: чистый, беспримесный, бесхитростный, искренний, юный; субъективные ассоциации: сияние духа, нормальность (F. Birren). По семантическому дифференциалу оценивается как самый лучший, почти такой же активный, как красный, но довольно слабый. "Символ вечного противодействия со скрытой возможностью (рождение). Центробежное движение (как в желтом). Это есть нечто как бы молодое или, вернее, нечто, предшествующее началу, рождению (В. Кандинский). "Белый - это образ-отражение духа в душевном (Р. Штейнер).

11 Черный

В ауре - указатель ненависти и злобы. Ассоциируется с унынием и мраком (W. Wellman). Общее представление: пространственная темнота; умственные ассоциации: нейтральность, ночь, пустота; объективные ассоциации: траурный, смертельный, депрессирующий, зловещий; субъективные ассоциации: отрицание духа, смерть

Заключение

Зрительный анализатор является важной составляющей психо-эмоционального состояния организма и функционального состояния всех систем организма.

Существует тесная и однозначная связь между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колорит нашего образа мира. Следовательно, то, что субъективно переживается как эмоция во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цвета. Это позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции.

13.08.2017 11:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП