СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение в практику работы учителей дистанционного образования современных педагогических технологий ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая современные требования к образовательному процессу, особую специфику работы учителей ЦДО, (работа с детьми с особыми образовательными потребностями), учителю на помощь приходят современные педагогические технологии, что позволяет усовершенствовать уровень преподаваемых предметов.

Педагогическая технология – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности,

По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение.

На сегодняшний день педагогическая технология является личностно-ориентированной и не разделяет обучение, воспитание и развитие, направлена на формирование ценностных ориентаций у ученика.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

1. Технологии проблемного обучения

Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение.

А. Эйнштейн

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского : «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, не навязывать ему нашего мира, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Проблемный урок имеет следующую структуру:

I. Постановка учебной проблемы

II. Постановка учебной задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

V. Реализация продукта

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Поэтому проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Кратко охарактеризуем этапы проблемного урока.

На этапе создания учебной проблемы у учащихся возникает вопрос: «Почему не получается?». При постановке учебной задачи формулируется тема урока и его задачи.

Создание учебной проблемы на уроке возможно или с помощью создания проблемной ситуации или мотивирующих приемов.

На этапе поиска учебной проблемы применяются методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский.

Эвристическую беседу можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод. Учитель задаёт логически связанные вопросы, а ученики – отвечают.

Приведём пример эвристической беседы о природе степной зоны.

Учитель задаёт вопрос о том, какая зима в степи. Выслушивается ответ ученика. После краткого, как показывает практика, ответов (обычно ученик указывает, что зима там короткая и теплая) учитель просит обосновать свой ответ. Как правило, ученик затрудняется выполнить это задание, либо сообщает недостаточно мало аргументов. Далее учитель расширяет основной вопрос уточняющими вопросами о климате степи:

- Каково расположение степи на карте по отношению к тундре?

- Где теплее – в тундре или степи?

- Одинаковая ли зима на всей территории степи?

В конце такой беседы у учащихся складывается более полное представление о климате степи. Возвращаясь к изначально заданному вопросу, теперь ученик может дать полный и обоснованный ответ.

Разберём на примере урока математики структуру проблемного урока.

Если урок построен как проблемный, то ученику не сообщается тема урока в готовом виде, а происходит процесс подведения к формулировке темы.

Например, учитель показывает примеры, ответы у которых разные, а сами примеры одинаковые.

1+4 х 2= 10

1+ 4 х 2= 9

Это вызывает у ученика удивление. Следует спросить, что вызвало удивление. Создаётся диалог. Выслушивается мнение ученика. Несомненно, ученик отметит, что его удивление связано с одинаковой записью примеров, но разными ответами. Далее предложить подумать, почему так произошло?

Создаётся диалог. В процессе этого диалога ученик приходит к выводу, что разные ответы получились в результате выполнения разного порядка действия. В одном примере, выполнили сначала сложение, а потом умножение

1+4 х 2= 10

Во втором примере выполнено сначала умножение, а потом сложение

1+ 4 х 2= 9

Далее возникает вопрос, а как узнать, какое действие следует выполнять в примере первым?

На заключительном этапе ученик творчески выражает полученные новые знания через придумывание нового для него на том этапе правила, написание рассказа, стихотворения и т.д. по теме урока.

Структура проблемного урока - универсальна и подходит для внедрения в педагогическую практику учителя любого предмета.

Посмотрим фрагмент видео урока

2. Технология развития критического мышления

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс обучения, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

Технологические этапы урока

I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей.

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

· Приём «ИНСЕРТ» (На стадии осмысления)

ИНСЕРТ –интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления

Пример. Окружающий мир, 2класс, тема «Погода и климат».

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое погода?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

Здесь используют Приём «Инсерт».

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

· Приём «Кластер».

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

· Приём «Синквейн».

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала.

Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме.

Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы.

Я хочу Вам показать как этот прием можно использовать на уроке окружающего мира тема: Человек - разумное существо, стадия рефлексии.

Человек.

Разумный, беспощадный.

Разрушает, помогает, думает.

Заботься о матушке природе!

Я.

3.Технология проектной деятельности

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Классификация проектов:

1. Творческие проекты. Проекты, позволяющие учащимся проявить свои творческие способности.

2. Практико-ориентированные проекты.

Тут можно предложить следующее задание:

- создать календарь «Времена года», проиллюстрировав его рисунками учащихся и стихотворениями

3. Исследовательские проекты. 4. Информационные проекты (Проекты, позволяющие собрать и систематизировать материал, связанный с изучением какого-либо периода или эпохи. Например, «Романтизм в русской культуре (живопись)»

4. Прием «Веб-квест»

Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Образовательный веб-квест - это сайты в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя учебную задачу.

Веб-квест – это не простой поиск информации в сети. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения.

Веб-квест способствует: формированию навыков поиска информации, развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков учащихся и расширению их словарного запаса, поощрению самостоятельности ученика.

Пример. Написание текста-описания в научном стиле.

5. Информационно- образовательные технологии

В профессиональной деятельности учителя ЦДО информационные технологии занимают центральное место.

Их использование позволяют неограниченно обогащать содержание образования.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач.

Хочется выделить следующие информационные технологии:

-компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы.

-Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.

-Электронные библиотеки

6. Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения имеющегося здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

7. Игровые технологии

Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

По характеру педагогического процесса игры могут быть:

- обучающими, тренировочными, контролирующими, обобщающими;

- познавательными, воспитательными, развивающими;

- репродуктивными, продуктивными, творческими;

- коммуникативными, диагностическими, профориентационными.

ВЫВОД

Использование современных педагогических технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

13.09.2017 19:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!