СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внеклассная работа как средство активизации творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог мечтает о том, чтобы его ученики были увлечены процессом приобретения дополнительных знаний. Одним из действенных способов воспитания интереса является внеурочная совместная деятельность учителя и учеников. Внеклассная работа по предмету – это мощное дополнительное средство расширения и углубления знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная методическая работа – это и важнейший метод повышения педагогического мастерства учителей, связующий в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания. Методическая работа в ШМО – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников. Поэтому в нашей школе слепых и слабовидящих учащихся уже многие годы традиционными стали декады школьных гуманитарных дисциплин. Основной же целью проведения предметной недели является – развитие познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла: литературы, русского языка, английского языка, истории и обществознания. Для достижения этой цели учителями планируется ряд мероприятий, направленных на углубление и расширение знаний учащихся, на развитие их эрудиции, интуиции, творчества, самостоятельности и активности. В мероприятиях недели принимают участие учащиеся 4-12 классов (практически 100%). Целесообразным является факт активного привлечения учащихся на этапе подготовки мероприятий. Хочу привести пример, как прошла последняя неделя предметов гуманитарного цикла. Неделя была насыщена различными мероприятиями, такими, как: выпуск тематических газет, видеоэкскурсия, викторины, ученическая конференция, устный журнал, олимпиады, игры, различные конкурсы. Учителя нашего цикла старались вовлечь в творческий процесс как можно больше учащихся школы. Задачи проведения мероприятий недели следующие: - углубление и расширение приобретенных на уроках знаний, развитие творческих возможностей учащихся; - усиление интереса к предметам гуманитарного цикла, к истории нашей Родины, понимание закономерностей, связь их с современностью; - развитие познавательного интереса, любознательности учащихся; - развитие коммуникативной культуры учащихся, компесаторно-коррекционного развития школьников. Проведение предметной недели – это не развлечение для обучающихся, а одна из форм организации обучения, которая связана с основным программным курсом обучения, она направлена на то, чтобы углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. Привлекая и увлекая участников, игра пробуждает у них живой интерес к знаниям, желание найти новую информацию, познакомиться с дополнительной научно-популярной и художественной литературой. Началась неделя, как обычно, с вывешивания тематических газет на различные темы. Такие как: «Занимательный русский язык», «Монархи Династии Романовых», «Большая Британия», «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз да буки ведут нас к науке», «Жемчужины мудрости», «Литературная страничка». Учащиеся школы на переменах увлеченно изучали информационный материал и решали задания, помещенные в газетах. На протяжении всей недели были организованы различные конкурсы, такие как: конкурс «Лучший грамотей», на создание тематических листовок, «Лучшая иллюстрация на философскую тему», «Творческих работ (презентаций, рефератов, сочинений…), «Конкурс чтецов по творчеству А.А.Ахматовой». В данных конкурсах школьники раскрыли разнообразные грани своих творческих способностей. Например, группа ребят - зарекомендовали себя лучшими грамотеями школы. Другая - стала победителями конкурса на лучшую иллюстрацию. Ребята старших классов проявили свой талант в создании групповых презентаций на литературную и историческую тему. Этот конкурс побудил школьников младшего и среднего звена продемонстрировать свои способности в написании и защите рефератов. Особенно удачно прошел «Конкурс чтецов», подготовка к которому началась заранее. За данное мероприятие ребята получили очень много грамот и благодарностей в таких номинациях, как: «Приз зрительских симпатий», «Актерское мастерство». Но особенно понравилось всем без исключения авторское чтение собственного стихотворения – Шулбаевой Алины (10 А класс). Ее чтение было проникнуто искренними эмоциями и переживаниями. Преподнесено так вдохновенно, что ребята единогласно решили продолжить на следующий год традицию чтения стихов собственного сочинения. В течение недели гуманитарных дисциплин проводились олимпиады в определенных классах по русскому языку, английскому языку, литературе и истории. Задания были составлены в соответствии с возрастом и учетом объема пройденного материала. По результатам олимпиад были объявлены лучшие работы. В ходе предметной недели были проведены следующие мероприятия: ? «Интелллектуальный марафон» по теме: "Древние цивилизации" (5-6 класс) ? Ученическая конференция «Памятники славянской письменности» (8-12 класс). ? Игра -путешествие «Золотое кольцо России» (9-10 класс.) ? Устный журнал «Жемчужина мудрости О.Хайяма», посвященный 965-летию философа. (8-9 классы). ? Литературная викторина для 5-6 классов. ? Внеклассное мероприятие «В мире сказок» (5-7 классы). ? Урок-викторина по английскому языку «Великобритания» (7 класс). При проведении мероприятий были применены информационно-коммуникационные технологии, технология «сотрудничества» педагога и учащихся. Так для учащихся 5-6 классов был проведен увлекательный марафон «Древние цивилизации». В нем принимали участие две команды. Игра проходила в 3 этапа, на каждом последующем этапе задания усложнялись. Команда «Знатоки истории» победила. Участники получили памятные подарки. Несмотря на соревновательный характер игры, она прошла в доброжелательной атмосфере. При подготовке данного мероприятия была проведена большая предварительная работа. Учащимся 9-10 классов было предложено образовать микрогруппы по 3 человека, при этом самостоятельно распределив роли. Затем в течение нескольких дней учащиеся подбирали материал, готовили презентации. В ходе мероприятия выступили 5 микрогрупп. В процессе своего выступления каждая микрогруппа представляла «свой» город, герб города, а также проводила интеллектуальную интерактивную игру (игры были подготовлены педагогами). Степень подготовленности выступающих групп была разной. 3 группы создавали презентации, 2 группы подобрали материал самостоятельно, остальные готовили выступление с помощью учителей. Учащиеся показали коммуникативные и организационные умения. Урок, на котором школьники знакомились с Великобританией, был организован в виде викторины. На данном уроке дети узнали много интересного об этой стране. Например, из каких частей состоит Британия, какие у нее столицы и символы. Ребята попробовали создать презентацию по символам страны, используя термины на английском языке. В ходе занятия класс был разделен на две команды. За каждый правильный ответ ребята получали фишку с символикой Британии. Также использовался кроссворд из слов на английском языке, по заданиям которого необходимо было найти части Соединенного королевства и их столицы. Для развития логического мышления ученики собирали паззлы Британского флага. Для развития орфографической зоркости было предложено исправить допущенные ошибки в словах из букв английского языка. Интересно прошла Литературная викторина в 5-6 классах. Учитель перед ребятами на мероприятии поставила следующие цели: проследить степень усвоенности пройденных мероприятий, биографий писателей, выяснить знания пословиц, поговорок, загадок, а также ряд коррекционных целей на развитие логического мышления, памяти, творческих способностей учащихся. Учащиеся были разделены на две группы, имелось жюри из представителей старших классов. Мероприятие состояло из таких конкурсов, как: «Подготовка к путешествию», «Разминки», «Пословицы и поговорки», «Мы вам, вы нам», «Веселый художник», «Великие и знаменитые», «Заполни пропуски», «Конкурс капитанов». Ребята очень оживленно отстаивали честь своих команд. В конце мероприятия жюри объявило победителем команду 6 класса. Необычным для школьников по тематике и содержанию явился устный журнал по биографии и творениям О.Хайяма. Общение с подрастающим поколением о сущности бытия всегда представляет затруднения, с одной стороны, и заинтересованность, возможность высказаться в обстановке, располагающей к беседе на отвлеченные жизненные темы, с другой. Мудрец древности и наложение его мыслей-философствований на бумагу в виде рисунков сподвиг учеников к пониманию глубокого смысла рубаи (рифмованных четверостиший) О.Хайяма. Школьники среднего звена не только заимели представление о творце, но и поставили его в один ряд с Нострадамусом и другими предсказателями древности. Мероприятие способствовало расширению кругозора и мыслительных способностей учеников. Внеклассное мероприятие тему «Памятники славянской письменности» проходило в форме ученической конференции. Целью мероприятия являлась возможность познакомить учеников с памятниками древней словесности, напомнить о источнике возникновения письменности на Руси и о значении памятников славянской письменности в наше время. Мероприятие проходило в творческой обстановке. Все поставленные задачи удалось реализовать. Ученики получили возможность продемонстрировать свои находки и поделиться собственным мнением по проблемам конференции. На мероприятиях недели гуманитарных дисциплин удалось создать атмосферу творческого вдохновения, заинтересованности, увлеченности, глубже понять роль истории в жизни человека. Также мероприятия показали учащимся, что у них развит познавательный интерес, их компетенция к предметам гуманитарного цикла, умение работать в коллективе и организовывать свою работу. В целом можно констатировать, что интеграция предметов гуманитарного цикла в ходе проведения недели оправдана и способствует реализации цели по формированию целостного восприятия мира учащихся. Хочется отметить, что в нашей школе в системе проводятся заседания филологического клуба «Орфей. Например, ярко прошли заседания по таким темам, как: «Реферат: форма и содержание»; «Книга твоего формата – нобелевские лауреаты-юбиляры» (Шолохов, Пастернак, Бродский); «Марафон «Золотая строфа – 2015» (создание школьного сборника поэзии и прозы); Литературная гостиная «Война в истории моей семьи» (В рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк»). Данные внеклассные мероприятия ведутся согласно «Программе «Одаренные дети», составленной педагогами школы, что способствует формированию у учащихся интереса к предметам гуманитарного цикла, расширению кругозора, развивает инициативу, воспитывает чувство ответственности перед коллективом, побуждает к творчеству. С каждым годом все активнее в ходе организации и проведении внеклассного тематического досуга учащихся используются новые информационные технологии и ученики проявляют свои способности шире и глубже. Ученики все больше показывают свое мастерство за пределами нашей школы. Например, активно участвуют в олимпиадах по русскому языку, литературе, английскому языку, литературе и истории; выступают с исследовательскими работами в ежегодной научной конференции «Катановские чтения», в олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании в РХ, в конференции творческих и исследовательских работ, посвященной 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского; в республиканских конкурсах по письму и чтению Брайля; во Всероссийских конкурсах «В гостях у сказки», «Урок письма»; в Поэтических конкурсах разного уровня и занимают грамоты с призовыми местами и благодарности за участие. Одна из творческих работ наших ребят помещена в Сборнике школьных сочинений - М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2013. В своей работе Шулбаева Алина, ученица 10 А класса, отвечая на вопрос: Можно ли жить без искусства? - попыталась сделать свой личный выбор. Ясно, что она не путает искусство с увеселением и культурную хронику со светской жизнью, она показала, что искусство развивает ум, душу человека.
© 2015, Морокова Ирина Михайловна 1049