СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа как средство активизации творческих способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная работа как средство активизации творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог мечтает о том, чтобы его ученики были увлечены процессом приобретения дополнительных знаний. Одним из действенных способов воспитания интереса является внеурочная совместная деятельность учителя и учеников. Внеклассная работа по предмету – это мощное дополнительное средство расширения и углубления знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная методическая работа – это и важнейший метод повышения педагогического мастерства учителей, связующий в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания. Методическая работа в ШМО – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий. Она направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников. Поэтому в нашей школе слепых и слабовидящих учащихся уже многие годы традиционными стали декады школьных гуманитарных дисциплин. Основной же целью проведения предметной недели является – развитие познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла: литературы, русского языка, английского языка, истории и обществознания. Для достижения этой цели учителями планируется ряд мероприятий, направленных на углубление и расширение знаний учащихся, на развитие их эрудиции, интуиции, творчества, самостоятельности и активности. В мероприятиях недели принимают участие учащиеся 4-12 классов (практически 100%). Целесообразным является факт активного привлечения учащихся на этапе подготовки мероприятий. Хочу привести пример, как прошла последняя неделя предметов гуманитарного цикла. Неделя была насыщена различными мероприятиями, такими, как: выпуск тематических газет, видеоэкскурсия, викторины, ученическая конференция, устный журнал, олимпиады, игры, различные конкурсы. Учителя нашего цикла старались вовлечь в творческий процесс как можно больше учащихся школы. Задачи проведения мероприятий недели следующие: - углубление и расширение приобретенных на уроках знаний, развитие творческих возможностей учащихся; - усиление интереса к предметам гуманитарного цикла, к истории нашей Родины, понимание закономерностей, связь их с современностью; - развитие познавательного интереса, любознательности учащихся; - развитие коммуникативной культуры учащихся, компесаторно-коррекционного развития школьников. Проведение предметной недели – это не развлечение для обучающихся, а одна из форм организации обучения, которая связана с основным программным курсом обучения, она направлена на то, чтобы углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. Привлекая и увлекая участников, игра пробуждает у них живой интерес к знаниям, желание найти новую информацию, познакомиться с дополнительной научно-популярной и художественной литературой. Началась неделя, как обычно, с вывешивания тематических газет на различные темы. Такие как: «Занимательный русский язык», «Монархи Династии Романовых», «Большая Британия», «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз да буки ведут нас к науке», «Жемчужины мудрости», «Литературная страничка». Учащиеся школы на переменах увлеченно изучали информационный материал и решали задания, помещенные в газетах. На протяжении всей недели были организованы различные конкурсы, такие как: конкурс «Лучший грамотей», на создание тематических листовок, «Лучшая иллюстрация на философскую тему», «Творческих работ (презентаций, рефератов, сочинений…), «Конкурс чтецов по творчеству А.А.Ахматовой». В данных конкурсах школьники раскрыли разнообразные грани своих творческих способностей. Например, группа ребят - зарекомендовали себя лучшими грамотеями школы. Другая - стала победителями конкурса на лучшую иллюстрацию. Ребята старших классов проявили свой талант в создании групповых презентаций на литературную и историческую тему. Этот конкурс побудил школьников младшего и среднего звена продемонстрировать свои способности в написании и защите рефератов. Особенно удачно прошел «Конкурс чтецов», подготовка к которому началась заранее. За данное мероприятие ребята получили очень много грамот и благодарностей в таких номинациях, как: «Приз зрительских симпатий», «Актерское мастерство». Но особенно понравилось всем без исключения авторское чтение собственного стихотворения – Шулбаевой Алины (10 А класс). Ее чтение было проникнуто искренними эмоциями и переживаниями. Преподнесено так вдохновенно, что ребята единогласно решили продолжить на следующий год традицию чтения стихов собственного сочинения. В течение недели гуманитарных дисциплин проводились олимпиады в определенных классах по русскому языку, английскому языку, литературе и истории. Задания были составлены в соответствии с возрастом и учетом объема пройденного материала. По результатам олимпиад были объявлены лучшие работы. В ходе предметной недели были проведены следующие мероприятия: ? «Интелллектуальный марафон» по теме: "Древние цивилизации" (5-6 класс) ? Ученическая конференция «Памятники славянской письменности» (8-12 класс). ? Игра -путешествие «Золотое кольцо России» (9-10 класс.) ? Устный журнал «Жемчужина мудрости О.Хайяма», посвященный 965-летию философа. (8-9 классы). ? Литературная викторина для 5-6 классов. ? Внеклассное мероприятие «В мире сказок» (5-7 классы). ? Урок-викторина по английскому языку «Великобритания» (7 класс). При проведении мероприятий были применены информационно-коммуникационные технологии, технология «сотрудничества» педагога и учащихся. Так для учащихся 5-6 классов был проведен увлекательный марафон «Древние цивилизации». В нем принимали участие две команды. Игра проходила в 3 этапа, на каждом последующем этапе задания усложнялись. Команда «Знатоки истории» победила. Участники получили памятные подарки. Несмотря на соревновательный характер игры, она прошла в доброжелательной атмосфере. При подготовке данного мероприятия была проведена большая предварительная работа. Учащимся 9-10 классов было предложено образовать микрогруппы по 3 человека, при этом самостоятельно распределив роли. Затем в течение нескольких дней учащиеся подбирали материал, готовили презентации. В ходе мероприятия выступили 5 микрогрупп. В процессе своего выступления каждая микрогруппа представляла «свой» город, герб города, а также проводила интеллектуальную интерактивную игру (игры были подготовлены педагогами). Степень подготовленности выступающих групп была разной. 3 группы создавали презентации, 2 группы подобрали материал самостоятельно, остальные готовили выступление с помощью учителей. Учащиеся показали коммуникативные и организационные умения. Урок, на котором школьники знакомились с Великобританией, был организован в виде викторины. На данном уроке дети узнали много интересного об этой стране. Например, из каких частей состоит Британия, какие у нее столицы и символы. Ребята попробовали создать презентацию по символам страны, используя термины на английском языке. В ходе занятия класс был разделен на две команды. За каждый правильный ответ ребята получали фишку с символикой Британии. Также использовался кроссворд из слов на английском языке, по заданиям которого необходимо было найти части Соединенного королевства и их столицы. Для развития логического мышления ученики собирали паззлы Британского флага. Для развития орфографической зоркости было предложено исправить допущенные ошибки в словах из букв английского языка. Интересно прошла Литературная викторина в 5-6 классах. Учитель перед ребятами на мероприятии поставила следующие цели: проследить степень усвоенности пройденных мероприятий, биографий писателей, выяснить знания пословиц, поговорок, загадок, а также ряд коррекционных целей на развитие логического мышления, памяти, творческих способностей учащихся. Учащиеся были разделены на две группы, имелось жюри из представителей старших классов. Мероприятие состояло из таких конкурсов, как: «Подготовка к путешествию», «Разминки», «Пословицы и поговорки», «Мы вам, вы нам», «Веселый художник», «Великие и знаменитые», «Заполни пропуски», «Конкурс капитанов». Ребята очень оживленно отстаивали честь своих команд. В конце мероприятия жюри объявило победителем команду 6 класса. Необычным для школьников по тематике и содержанию явился устный журнал по биографии и творениям О.Хайяма. Общение с подрастающим поколением о сущности бытия всегда представляет затруднения, с одной стороны, и заинтересованность, возможность высказаться в обстановке, располагающей к беседе на отвлеченные жизненные темы, с другой. Мудрец древности и наложение его мыслей-философствований на бумагу в виде рисунков сподвиг учеников к пониманию глубокого смысла рубаи (рифмованных четверостиший) О.Хайяма. Школьники среднего звена не только заимели представление о творце, но и поставили его в один ряд с Нострадамусом и другими предсказателями древности. Мероприятие способствовало расширению кругозора и мыслительных способностей учеников. Внеклассное мероприятие тему «Памятники славянской письменности» проходило в форме ученической конференции. Целью мероприятия являлась возможность познакомить учеников с памятниками древней словесности, напомнить о источнике возникновения письменности на Руси и о значении памятников славянской письменности в наше время. Мероприятие проходило в творческой обстановке. Все поставленные задачи удалось реализовать. Ученики получили возможность продемонстрировать свои находки и поделиться собственным мнением по проблемам конференции. На мероприятиях недели гуманитарных дисциплин удалось создать атмосферу творческого вдохновения, заинтересованности, увлеченности, глубже понять роль истории в жизни человека. Также мероприятия показали учащимся, что у них развит познавательный интерес, их компетенция к предметам гуманитарного цикла, умение работать в коллективе и организовывать свою работу. В целом можно констатировать, что интеграция предметов гуманитарного цикла в ходе проведения недели оправдана и способствует реализации цели по формированию целостного восприятия мира учащихся. Хочется отметить, что в нашей школе в системе проводятся заседания филологического клуба «Орфей. Например, ярко прошли заседания по таким темам, как: «Реферат: форма и содержание»; «Книга твоего формата – нобелевские лауреаты-юбиляры» (Шолохов, Пастернак, Бродский); «Марафон «Золотая строфа – 2015» (создание школьного сборника поэзии и прозы); Литературная гостиная «Война в истории моей семьи» (В рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк»). Данные внеклассные мероприятия ведутся согласно «Программе «Одаренные дети», составленной педагогами школы, что способствует формированию у учащихся интереса к предметам гуманитарного цикла, расширению кругозора, развивает инициативу, воспитывает чувство ответственности перед коллективом, побуждает к творчеству. С каждым годом все активнее в ходе организации и проведении внеклассного тематического досуга учащихся используются новые информационные технологии и ученики проявляют свои способности шире и глубже. Ученики все больше показывают свое мастерство за пределами нашей школы. Например, активно участвуют в олимпиадах по русскому языку, литературе, английскому языку, литературе и истории; выступают с исследовательскими работами в ежегодной научной конференции «Катановские чтения», в олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании в РХ, в конференции творческих и исследовательских работ, посвященной 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского; в республиканских конкурсах по письму и чтению Брайля; во Всероссийских конкурсах «В гостях у сказки», «Урок письма»; в Поэтических конкурсах разного уровня и занимают грамоты с призовыми местами и благодарности за участие. Одна из творческих работ наших ребят помещена в Сборнике школьных сочинений - М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2013. В своей работе Шулбаева Алина, ученица 10 А класса, отвечая на вопрос: Можно ли жить без искусства? - попыталась сделать свой личный выбор. Ясно, что она не путает искусство с увеселением и культурную хронику со светской жизнью, она показала, что искусство развивает ум, душу человека.

Категория: Внеурочка
29.10.2015 17:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!