СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение в выпускном классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласитесь, что выбор текстового материала для уроков внеклассного чтения в выпускном классе очень трудный. Причин несколько, но наиболее важная – это отсутствие достаточного времени для чтения объёмных произведений и «скудность» эстетической составляющей многих современных произведений.

Для внеклассного чтения в 11 классе можно взять рассказы из сборника Татьяны Толстой «Ночь» (Эксмо, Москва, 2012). Эти небольшие повествования объединены общей темой: место человека в современном мире, нежелание «странных» людей замечать реальную действительность, жизнь в своих маленьких выдуманных мирках.

Рассказ «Спи спокойно, сынок», по-моему, будет интересным и полезным для выпускников, которые находятся на пороге самостоятельной жизни. В нём чётко прослеживается воспитательная составляющая: автор открывает индивидуальные истоки угасания личности.

Главный герой, Сергей, обрёл семейный очаг после долгих скитаний (детдомовец, мальчик без имени), нашёл спокойствие, тепло, «семейный уют, семейный очаг, скромный и солидный простор трёхкомнатной квартиры», «маленькую, но совершенно свою комнату – да что же может быть лучше?».

Он живёт прошлым (кто я? откуда? чей я сын?), выдумывает себе матерей, отцов, «примеряет» на себя разные судьбы. Но постепенно приходит к оправданию «шкурного» поведения своих выдуманных родителей, сам становится частью этой равнодушной, бессмысленной жизни: «не отмараешься от нас…мы построили тебе, безымянному, чистенькому, дом, очаг, кухню, коридор, закут, зажгли лампы и расставили книги…а ты что сделал? пришёл, поел, осудил?».

Повествование логично заканчивается риторическим вопросом «Не всё ли тебе равно?».

Рассказ полезен для учащихся и с точки зрения эстетической составляющей. Автором найден интересный сюжетный ход для предельного раскрытия нравственной проблемы: «расследование» истории каракулевой шубы («какая шуба была!»), которую «в 48 году спёрли».

Интересен для анализа и стиль повествования: «шкурные» интересы передаются в ироническом ключе: «век бы из такой шубы не вылезать: ноги в ботинки, руки в муфту – и пошла, и пошла!», «а дамочки и след простыл! Паня, шуба?! Визг, слёзы…».

Точно вычерчены портреты и характеры героев: Марья

Максимовна: « хорошенькая, вертлявая, тепло и богато укутанная…

бровки выщипаны, каблучки стучат»;

Пал Антоныч: «пожилой, сложный, в гневе страшный…обиженный, отставленный, уязвлённый…»

Леночка: «бледные щёки, волосы – водорослями вдоль щёк, слабые руки, лёгкие ноги…нежаркая, душой зыбкая и недоступная…»

Важны любые детали: «акварельные глаза» Лены, вертлявость Марьи Максимовны, «скорый на решения» Пал Антоныч.

Даже вещи (каракулевая шуба) становятся главными действующими лицами. А шапка, чёрная, вонючая, которой «били по голове, сбивая пламя…», отбившая память, «снилась в кошмарах, кричала, взрывалась, оглушала…», теперь уходит на задний план, открывая путь дважды украденной шубе.

Таким образом, используя воспитательную и эстетическую составляющие этого рассказа, можно добиться «успехов в сфере наблюдения за жизнью души человека».

Категория: Прочее
28.05.2015 14:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!