СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«И тихо-тихо стало в Ленинграде
Один, стуча, трудился метроном»
К.Д. Ушинский писал замечательно о главной задаче воспитания: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием» (1). Действительно, духовно-нравственное воспитание учащегося – одно из самых приоритетных компонентов в жизни. Этому способствуют в большей степени внеклассные мероприятия.
Главной целью внеклассного мероприятия, посвященного Блокадному Ленинграду, явилось показание несгибаемости, стойкости, мужества, силы духа защитников Ленинграда и ленинградцев в тяжелые годы блокады, а также формирование патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ознакомление детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины, а также воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-9 классов. При подготовке мероприятия использовались новые формы работы с детьми, предложенные известным российским педагогом Н.Е. Щурковой (2), которые помогли в организации ценностно-ориентационной деятельности, способствовали осмыслению учащимися прошедших страшных событий, унесших миллионы жизней, а также осмыслению собственной жизни, осознанию её целей, пониманию своих сил и возможностей.
Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о ней. Этому есть масса причин:
Начинает учитель, читает очерк «Блокада Сердца» Марии Шершневой (по ходу чтения идет презентация с видами современного Санкт-Петербурга).
Прошло с тех пор 68 лет, как была снята фашистская блокада с нашего родного города. Долгой и трудной была дорога к Победе. Ведь, развязав войну против Советского Союза, Гитлер мечтал за очень короткое время победить и 7 ноября принимать парад немецких войск на Красной площади. Но на его пути стояли города, превратившиеся в крепости: Смоленск, Ленинград, Сталинград и другие.
Много героических подвигов было совершено во время войны. Примером этому могут послужить отец и сын – Иван и Анатолий Ревко. Вместе они вступили в народное ополчение в пулеметный взвод. Седой пулеметчик Ревко вместе со своим сыном и другими солдатами храбро боролись за Ленинград. Гитлеровцы решали стереть Ленинград с лица земли. Но им это не удавалось. Тогда они решили, взяв в кольцо город, медленно его обстреливать и уничтожать.
Учащимся предлагается проследить за тем, как город превращался в руины (презентация, приготовленная учителем. Дети читают стихотворения Ахматовой, Ольги Бергольц (3-4)).
Человек -голод-холод-смерть – это те ключевые слова, без которых невозможно представить жизнь в блокадном Ленинграде. В течение мероприятия и учитель, и учащиеся обратятся к этим словам ещё неоднократно. Но сначала предлагается учащимся рассказать те истории, которые они узнали от своих бабушек и дедушек.
Итак, пришли к выводу, что все те, кто остался жив, должны быть благодарны Богу и судьбе. Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. Учитель предлагает учащимся представить результаты своей проектной деятельности. Готовясь к вечеру, они делились на группы. Каждая группа получила домашнее задание: рассказать одну из историй, связанную с жизнью детей в блокадном Ленинграде, а также другие темы, интересующие их.
- Таня Савичева и ее записная книжка-дневник;
- Сергей Смирнов и его жизнь во время блокады;
- Культурная жизнь во время блокады;
- О дороге жизни в Блокадном Ленинграде;
- О снятии Блокады.
При подготовке сообщений учащиеся большей частью пользовались ресурсами сети Интернет (5). Ребята находили материал и создавали слайды, затем их объединяли в итоговую презентацию.
После просмотра презентации учащимся предлагается высказать свое мнение о людях, переживших Блокаду и оставивших добрый след в истории нашей Родины.
Учитель приготовил карточки со словами для творческих групп. Слова: боль (утрата), голод, холод, война, разруха, смерть, страданье, помощь (физическая и душевная), совесть, вера, победа, желание, надежда. Каждая группа (их всего 5) выбирает по 3 слова. К каждому слову пишутся ассоциации. Время на обдумывание – 5 минут. Победителем становится та творческая группа, которая назвала большее количество слов-ассоциаций к выбранным словам и создала какую-либо творческую работу (сочинение- миниатюру, стихотворение и т.д.).
Приходим к выводу: нужно верить, только тогда можно выжить в тяжелейших условиях.
Нужно терпеть, только тогда воздастся.
Нужно жить, чтобы созерцать все, данное Богом.
Нужно жить по совести, даже если трудно, любить друг друга.
Многие выжили в блокаду лишь потому, что любили друг друга, верили, помогали, делали добро друг другу. «Добро – это прежде всего счастье всех людей… и надо любить в человеке человека» (Д.С.Лихачев) (6).
Чтобы понять, как люди переживали это страшное время, учащимся раздаются карточки, на которых представлены разные ситуации. Задание называется «Прими решение».
Вы оказались в блокадном Ленинграде.
Свои решения участник записывает на отдельном листе. Затем все зачитывается и обсуждается. Учащиеся говорят о совести, чести, доброте, порядочности и наоборот.
Учитель отмечает, что многим людям выжить в блокаду помогла их совесть и порядочность, потому что только эти добродетели спасают душу от неминуемой гибели.
И как гласит Библия «И воздастся тебе за твою добродетель».
Закончить мероприятие учитель предлагает минутой молчания, затем ученик читает стихотворение Р.Рождественского:
«Помните, через века, через года,
О тех, кто уже не придет никогда.
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны!
Памяти павших будьте достойны.
Вечно достойны!
Тихо звучит музыка. 17 симфония Д.Шостаковича.
Литература:
© 2017, Перцева Анжелика Дмитриевна 92