СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность в рамках УМК «Перспектива»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность в рамках УМК «Перспектива»

  1. Актуальность выбора программы внеурочной деятельности

В сфере образования представлено много разнообразных по формам деятельности программ. Проанализировав УМК «Перспектива», я остановилась на авторских программах О.А. Холодовой «Умники и умницы» и Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». Рабочие тетради по этим программам я использовала на уроках и занятиях по дополнительной подготовке ещё до введения ФГОС. Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся выявила, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. В нашей школе формируются классы из ребят разного уровня подготовки. Вместе учатся дети с очень высоким уровнем интеллектуального развития, дети базового уровня подготовленности к школе и учащиеся со слабой мотивацией к учению. Материал занятий подходит для разноуровневых классов. Ребята с высоким уровнем усвоения знаний не скучают на уроке, ребята средней подготовки тянутся за первыми, слабоподготовленным ребятам подбираются индивидуальные задания. Порядок изучения тем соответствует УМК «Перспектива», дополняя и углубляя знания, полученные на уроках.

  1. Психологические аспекты организации внеурочной деятельности

Занятия проводятся после уроков. У детей есть возможность организованно пообедать, отдохнуть и начать заниматься. Чтобы психологически разграничить уроки и занятия, детям даётся возможность переодеться в удобную одежду (нешкольную).

Особенности занятий в том, что предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности. Ребята выполняют геометрические задания, решают комбинаторные задачи, отвечают на вопросы, связанные с уроками литературного чтения, окружающего мира, пишут сочинения. Выполняя всё то, что они делают на уроке, ребята не считают это учебной нагрузкой, так как форма подачи заданий и самоконтроль кардинально отличаются от учебных.

  1. Особенности организации внеурочной деятельности

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

На занятиях отводится время для самостоятельного реше­ния детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В поурочные планы включены корректирующая гимнастика для глаз, «мозговая» гимнастика и весёлая переменка-физкультминутка.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

  1. Интеграция курсов «Умники и умницы» и «Речь» в учебно-методический комплект «Перспектива»

Не секрет что количество часов учебной нагрузки в неделю, которые отводятся на изучение русского языка, литературного чтения и математики, сокращаются, а учебный материал меньше не становится. Детям нужно усвоить больше информации и научиться делать это оптимально. Мы должны научить ребят самостоятельно находить способы усвоения информации. На уроках на такую деятельность времени не хватает.

Ещё одним минусом общей системы обучения русскому языку является маленькое количество часов, на которых проводится работа по развитию связной речи учащихся. Дети мало читают литературные произведения, словарный запас у них скудный. Правильно и красиво выразить свои мысли - для них это огромное затруднение.

Все эти моменты ещё раз убедили меня в необходимости внедрения во внеурочную деятельность в рамках УМК «Перспектива» курсов «Умники и умницы» и особенно курса «Речь». Сопоставив календарно-тематическое планирование занятий по этим курсам и уроков математики, литературного чтения и русского языка в УМК «Перспектива», я увидела соответствие тем и изучаемого материала. Приведу пример на планировании уроков в 4 классе:

«Речь»

«Русский язык»

«Литературное чтение»

Фразеологизмы.

Фразеологизмы

Пословицы разных народов.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Средства общения. Роль языка в общении

Понятия: Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Метафора.

Метафора в литературном произведении

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Речевая культура. Обращение

Понятия: притчи, былины, мифы.

Сочинение по пословице.

Текст как речевое произведение. Тема, главная мысль текста.

Создание сказки по аналогии

Художественный стиль. Общее понятие.

Сравнение текстов научного и художественного стиля.

Сравнение поэтического и прозаического текста былины.

Сочинение – пейзажная зарисовка.

Текст как речевое произведение. Составление текста

Сочинение по картине «Богатырский скок»

На данный момент разработаны рабочие программы к этим курсам, поурочные планы каждого занятия с включением физминуток и упражнений на психологическую разгрузку. У меня есть календарно-тематическое планирование на все четыре года обучения. Также совместно с психологической службой школы можно проводить мониторинг интеллектуального и психологического развития младших школьников.

Интеллектуальное развитие младших школьников, развитие связной речи, умение самостоятельно находить и оптимально усваивать нужную информацию – вот то, над чем каждый урок работает каждый учитель. Курсы «Умники и умницы» и «Речь» дают возможность продолжить развитие учащихся и на занятиях внеурочной деятельностью.

Категория: Внеурочка
19.02.2017 10:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП