СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УCЛОВИЯХ ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УCЛОВИЯХ ФГОС

Целостный педагогический процесс — это процесс,

в котором воедино слиты «воспитывающее обучение»

и «обучающее воспитание».

А. Дистерверг.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

· личностная культура;

· социальная культура;

· семейная культура.

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения и воспитания начинается перестройка всех его личностных качеств. Детьми приобретаются качества, свойственные взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребёнка резервы, необходимо грамотно организовать свой педагогический процесс, связанный с обучением и воспитанием. При этом помнить, что основными видами деятельности, которыми большей частью занят ребёнок младшего школьного возраста в школе и дома, являются: учение, общение, игра и труд.

По словам Л. С. Выготского, основные виды деятельности к концу младшего школьного возраста из «натуральных» должны стать «культурными», т. е. должны превратиться в высшие психологические качества личности.

Возникает необходимость создания образовательной и воспитывающей среды, обеспечивающие качества личности: нравственность, гражданственность, образованность, психологическую устойчивость, коммуникабельность, толерантность, мобильность и динамизм.

Основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное время от уроков, чтобы обучающиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и их законных представителей (родителей) и в формах, отличных от урочной системы обучения.

ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные направления:

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ,

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ,

НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ,

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ,

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Виды:

1. игровая деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. проблемно-ценностное общение;

4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. художественное творчество;

6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7. трудовая (производственная) деятельность;

8. спортивно-оздоровительная деятельность;

9. туристско-краеведческая деятельность;

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Основная идея программ внеурочной деятельности состоит в ориентации в первую очередь на духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное развитие и воспитание школьников, а уже потом — на формирование и развитие универсальных учебных действий. Каждая программа включает пояснительную записку, цели, задачи, тематический план, список литературы.

Реализация программ предполагает соблюдение основных валеологических требований. А именно, форма проведения занятий отличная от урока, соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью.

Внеурочная деятельность в нашей школе организована через кружковые занятия: «Мир фантазии», «Учимся играя», «Юный исследователь», «Азбука общения», «Основы детской журналистики», Умелые руки». Они охватывают такие виды деятельности как: познавательную деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

Кружки работают по расписанию, утверждённому администрацией школы и охватывают обучающихся первых классов. На сегодняшний день посещаемость очень хорошая, где-то 80-85 %. По устному опросу детей можно судить, что им нравится заниматься в кружках. Об эффективности мы судить ещё не можем, так как 1 полугодие считается адаптационным. Диагностику эффективности внеурочной деятельности можно запланировать к концу 3 четверти. Диагностику направить на изучение личности обучающегося и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности.

Как уже выше я сказала, что кружковые занятия могут посещать ребята по своему выбору и с согласия родителей. Поэтому мнение родителей очень важно. Я составила небольшую анкету.

Анкета для родителей.

1. Сколько лет вашему ребёнку?

2. Чем любит заниматься сын (дочь) в свободное от учёбы время?

3. Какой кружок посещает?

4. Кто стал инициатором прихода ребёнка в кружок?

5. Регулярно или от случая к случаю посещает занятия кружка?

6. Как вы считаете, оказывают ли какое-либо влияние на ребёнка занятия в кружке (если да, то в чём)?

7. Какие новые качества, особенности вы обнаружили у ребёнка за время посещения занятий в данном кружке?

8. Удовлетворены ли вы результатами работы данного кружка? Почему?

Проанализировав анкету можно сделать вывод, что работа кружков удовлетворяет запросы родителей и детей. Они считают, что занятия развивают определённые способности у детей, являются источником получения дополнительных знаний, способом общения.

Правильно организованная внеурочная деятельность обучающихся должна обеспечить высокую эффективность в познавательном и личностном развитии, стремление к саморазвитию.

29.03.2016 23:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП