СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вода в природе и в доме человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия на тему «Вода в природе и доме человека» предназначена в помощь педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов. В ней в доступной для детей начальных классов форме дается представление о роли воды в природе и жизни человека, о круговороте воды и ее свойствах воды, о необходимости охраны воды. Данная разработка была апробирована в течение ряда лет в творческом объединении «Оглянись вокруг».

Цель: знакомство с ролью воды в природе и жизни человека, некоторыми свойствами воды и способами ее охраны.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе; знакомство со свойствами воды;

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе;

-воспитывать умение работать в коллективе;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления; развивать познавательный интерес, мыслительные операции анализа и синтеза;

Оборудование: набор лабораторного оборудования; вещества для проведения опытов: вода, соль, сахар, речной песок; бумага, карандаши, краски, ватман – для плакатов, схема «Круговорот воды в природе», загадки.

.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:

Гуляли как-то Мудрая черепаха и Муравей-Вопросик в сквере в ясный солнечный день. Как вдруг небо закрыла туча, и полил сильный дождь. Муравей захныкал: «Ой, я весь промок. Не люблю дождь. И зачем нужна эта вода?»

Черепаха: «Давай спросим ребят, зачем нужна вода».

Ответы детей.

Черепаха: Я могу сказать, что большую часть тела человека составляет вода. Например, если человек весит 70 кг., то 50 из них – вода. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды – не более 3 дней. Без воды не могут прожить и животные. Я знаю, что слону в сутки надо 90 л.воды. Вода нужна и растениям. Чтобы вырастить 1 кг.картофеля надо 30 л.воды. Знаешь Муравей, что вода двигает турбины электростанций для получения электричества. Вода расходуется на выплавку стали, выработку бумаги, тканей. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Воду мы пьем, водой моемся, стираем

Педагог (читает стих о значении воды)

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг

Снимает грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Что варились кисели

Чтобы не было беды.

Жить нельзя нам без воды.

Задание: Подумайте и запишите в тетрадь, какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?

(Ручей, море, река, озеро, снег, облака, туча, град, иней, родник).

Педагог: Отгадайте загадки

1.Пушистая вата плывет куда–то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (Облака).

2.Нахмурится, насупится. В слезы ударится, ничего не останется (Тучи).

3.Вода по воде плавает (лед, айсберг).

4. Скатерть бела весь мир одела (снег).

5.Что за звездочки резные на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке (Снежинки).

6.Утром падаю всегда не дождинка, не звезда – И сверкаю в лопухах на опушке и в лугах (Роса).

7.Что видно, когда ничего не видно? (Туман).

Муравей: А откуда вода появилась в озере, росе, роднике, граде. снежинке?

Черепаха: Послушай стишок.

Когда Малыш гулял в лесу

Росой искрилась вся поляна.

«Откуда ты?» - спросил росу.

«Издалека, из океана»

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана

«Откуда ты? Ты кто такой?»

«И я, дружок, из океана».

Спросил на днях Малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана

«Откуда ты?» Вода в ответ:

«Издалека, из океана»

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и снежинке,

И в дождинке и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

Педагог: Давайте проследим путешествие капельки воды по схеме (рассматриваем схему)

(океан – капля воды – пар – облака – дождь – река – океан)

Педагог: Для того, чтобы использовать воду, надо знать ее свойства

Давайте побудем исследователями и проведем опыты с водой.

Группы получают задания

1. Докажите экспериментально, что вода обладает текучестью и принимает форму сосуда.

(путём переливания в сосуды разной формы)

2.Докажите, что вода прозрачна и бесцветна. (опускание предметов в воду)

3.Докажите, что вода - растворитель.

(растворяем хвойный экстракт)

Вывод:

-Мы узнали, что вода обладает текучестью, её можно переливать. Она не имеет своей формы и принимает форму сосуда, в котором находится.

Она может растворять некоторые вещества.

Вода не имеет вкуса, цвета и запаха. Она прозрачна.

Муравей: Можно пить любую воду?

Черепаха: Нет, пить можно только чистую воду, качество которой нам неизвестно.

Муравей: А что может вредить воде?

Черепаха: Давай проверим, знают ли дети, что вредит воде.

Задание: карточки «Подчеркни, что вредит воде».

Карточка: нефть, водные животные, бытовой мусор, водоросли, отходы заводов и фабрик

Черепаха: Знаешь, Муравей, каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводят в негодность 100 л хорошей воды.

Муравей: А куда уходит грязная вода после стирки, мытья посуды?

Черепаха: в канализацию.

Муравей: это я знаю. А вот дальше куда: в реку или очистные сооружения?

Черепаха: А давай спросим у детей. Допустим грязная вода попадет в реку, что произойдет?

Ответы детей.

Черепаха: Значит в очистные сооружения.

Муравей: А как они воду чистят?

Педагог: проведем опыт по очистке воды.

Опыт: берем стакан с фильтром из салфетки и выливаем туда подкрашенную воду

Что наблюдаем?

Муравей: здорово, вода стала прозрачной.

Черепаха: вот так на очистных сооружениях очищают воду, выпуская ее в реки. Но этого мало. Прежде, чем впустить воду в дом, ее еще более тщательно очищают и дезинфицируют.

Педагог: Есть места на земном шаре, где воды мало. Люди научились ее беречь.

Государство принимает меры по охране воды:

- контроль за уровнем загрязнения.

- строительство очистных сооружений

-поселение в водоемы растений и животных, являющихся живыми фильтрами

- экономия воды

Педагог: А бережем ли мы воду?

Задание детям: Решите задачу: при утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро воды

1) Сколько ведер воды наберется за неделю? (считаем)

2) Сколько ведер воды наберется за месяц? (считаем)

Педагог: А какую помощь вы можете оказать по охране воды?

- если я увижу, что вода зря течет из крана, закрою кран

- если я увижу, что, например, в школе, кто-то вымыв руки, плохо закрыл кран, сделаю ему замечание.

- думаю, что посуду лучше мыть не под струей воды, а в тазу и затем споласкивать

Черепаха: А вот ты, Муравей, как поступишь, если увидишь, что в реку сбрасывают отходы с завода?

- пройдешь мимо

- позовешь взрослых

-сообщишь в общество охраны природы

Задание: Нарисуй плакат «Берегите воду»

Закрепление: Из предложенных свойств, выберите только те, которыми вода обладает:

1.Вода имеет запах;

2.Вода голубого цвета;

3.Вода растворяет некоторые вещества;

4.Вода обладает способностью течь;

5.У воды нет вкуса;

6.Вода имеет форму

28.08.2015 07:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП