СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вопрос воспитания для современных обществ – вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.
Э.Ренар.
Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями
Сегодняшняя педагогика отказывается от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и переходит к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека, к саморегуляции и самообразованию. Это главное в инновационном обучении – развитие способностей на основе образования и самообразования
Отсюда и цели воспитания: направленность всей внеурочной работы на удовлетворение интересов личности, на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО).
В основе системы образования лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учёт индивидуальных особенностей (в том числе личностных) как учащихся, так и преподавателей. Кроме того воспитательная деятельность педагога предполагает учёт межличностных отношений в семье, с друзьями, в коллективе учебной группы и коллективе учебного заведения в целом.
С годами переступая порог школы, невольно заглядываешь в себя: «А любишь ли тех, к кому идёшь, не выдохлась ли, способна ли распахнуться перед подростками?» Я не могу ответить на этот вопрос, зато уверенно скажу: для меня важно, чтобы ребята после уроков не разбегались, чтоб спрятаться, запереться друг от друга.
Моя гордость – бывшие мои выпускники, два выпуска мальчишек и девчонок, 40 ярких звёздочек, которые прославят родной Север и нашу великую Россию. Разлетелись они по всей стране, но я твёрдо уверена, что тот творческий и нравственный потенциал, который был заложен в школе, реализуется ими в жизни. Мои дети были неоднократными победителями в районных конкурсах танцев, призёрами театрализованных представлений, посвящённых творчеству Ф. Абрамова, чтецами его прозы, великолепно читали стихи и участвовали в районных КВНах, принимали участие и в литературных гостиных.
На сегодняшний день итогом своей 20-летней работы считаю:
Свою апробированную воспитательную систему переношу на свой новый выпуск. В прошлом году я взяла кадетский класс – 28 учеников. Очень хочу, чтоб загорались новые талантливые звёздочки.
В начале учебного года я поставила перед собой такие цели: сформировать дружный, сплочённый, творческий коллектив детей, привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, проблемам и их жизни в кругу друзей и товарищей, способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условии для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Высока роль семьи в развитии и воспитании ребёнка. Драматург В. Розов говорил: «Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растёт сорная трава под названием перекати-поле».
В своей работе опираюсь на такие нравственные нормы:
На мой взгляд, семья и школа – это нежный союз, альянс, построенный на принципах понимания и доверия, гармоничности, доброжелательности, соучастия и совместной деятельности.
За 20 лет преподавательской деятельности у меня сложилась система работы с родителями, которая позволяет осуществить на деле индивидуальный и дифференцированный подход к их педагогическому образованию.
Я руководствуюсь следующими идеями:
Я регулярно провожу совместные творческие встречи, где взрослые и дети рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях, знании родословной своей семьи, театрализованные семейные праздники, где актёры – это дети и родители. Совместно с родителями и детьми мы пишем сценарии, репетируем, организуем интересные мероприятия. Моя задача при помощи творчества, разных видов искусств
правильно подойти к каждому ребёнку, понять его и грамотно организовать сотрудничество с родителями.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности.
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколениями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Человек – это маленькая звёздочка Вселенной, и важно, как она будет светить, заиграет ли она всеми гранями – это надо увидеть и помочь ей загореться.
В прошлом учебном году я провела с родителями и детьми несколько совместных мероприятий - праздников.
Праздники занимают особое место в жизни школьников. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, особый колорит, за возможность «себя показать и других посмотреть». Праздники возглавляют эскадроны будничных дней. Они - некий рубеж в монотонности учебного года. У каждого праздника своё «лицо», своя ведущая идея. Праздник – не праздность – это тоже большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Очень творческое. Праздники есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь детей. Собравшись вместе на празднике, и дети, и родители отряхивают груз повседневных забот, отдыхают, набирают энергии для будущего труда. Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, чёткий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность, зрелищность, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность.
Одно из самых ярких мероприятий мы провели в декабре, это был костюмированный карнавал. Долго спорили с родителями по поводу сценария, дописывали, переделывали. С удовольствием приходили на репетиции, спорили, смеялись, придумывали танцы. Дети в свою очередь тоже проводили отдельные от родителей репетиции. В процессе работы над ролью происходит раскрепощение и самореализация учеников. Даже те, кто раньше стеснялся выходить к доске, теперь уверенно чувствуют на сцене. Проводим ежегодные праздники, День матери, Новый год, День влюблённых, день Защитника Отечества, 8 Марта. Итоговым мероприятием стал праздник «До свидания, 5 класс».
Театральное воспитание в значительной степени развивает эмоциональную сферу, влияет на формирование эстетического начала. Наши театральные постановки – глубоко содержательное дело: идёт развитие фантазии, снимается психологическая зажатость, проявляется индивидуальный творческий потенциал, укрепляется авторитет ребёнка в группе, личность смело выявляет своё понимание художественного образа.
Ученики моего класса – сами актёры, гримёры, костюмеры, декораторы, прекрасно рисуют, танцуют, поют. Ни одно общешкольное мероприятие не обходится без нашего участия.
Истоки наших побед в классной художественной самодеятельности, которая во многом есть способ приобщения к творчеству, возможность самораскрытия и самоутверждения ребёнка.
Развитие творческого потенциала помогает в решении задач формирования чувства успеха у учащихся. Совершенствование процесса развития творчества детей – главная моя задача как классного руководителя.
Наши надёжные помощники – родители. Они всё охотнее участвуют в процессе развития детских способностей и талантов. Я хочу сплотить детей и родителей в единый коллектив. Сделать родителей постоянными участниками всех творческих и познавательных дел класса, моими первыми помощниками. Коллективная творческая деятельность сплачивает наш ученическо-родительский коллектив, помогает сблизиться детям и взрослым и понять друг друга.
В нашем космическом веке
Бешеных скоростей
Самое ценное – это
Свет от улыбок детей.
Только когда полсвета
Ты просто так обойдёшь,
Самое ценное – дети,
Ты ради них и живёшь…
Дети и родители должны понять: «В конце концов любовь, что ты берёшь, равна любви, которую даёшь».
Готовясь и проводя любое из задуманных дел, мамы и папы ближе узнают своего ребёнка, у них появляются новые темы для общения с ним, они видят в нём интересного человека, он поворачивается к ним такими своими гранями, которые они никогда не откроют при бытовом общении. Ребёнок почувствует себя способным человеком, и в семье сложатся, благодаря совместной деятельности, доверительные отношения.
Таким образом, сотрудничество детей, классного руководителя и родителей способствует развитию и социализации личности учащегося. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Результаты любой воспитательной системы, работы любого педагога покажет жизнь. Она же заставляет людей понять, что воспитание подрастающего поколения – гарант цивилизованного будущего.
Мне помогает опыт замечательных педагогов нашей школы, ошибки прошлого, на которых я учусь. Это даёт возможность двигаться вперёд.
© 2019, Тышкунова Татьяна Васильевна 392