СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание и методы развития навыков полифонического мышления на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над полифонией — труднейший раздел в воспитании музыканта. Наша музыка многоголосна. Полифонические фрагменты не только вплетены в ткань почти любого произведения, а зачастую лежат в основе фактуры. Поэтому так важно подвести ученика к восприятию полифонической музыки, пробудить интерес к работе над ней, воспитать способность слышать полифоническое звучание. Если ученик не приобрел достаточных навыков исполнения полифонической музыки, то есть не умеет прослушать и воспроизвести несколько мелодических линий, его игра никогда не будет полноценной в художественном отношении.

Равнодушие учеников к работе над полифонической музыкой известно всем педагогам ДМШ. Как часто начинающие музыканты воспринимают как скучные, трудные упражнения двумя руками! В результате — сухое, безжизненное исполнение. Поэтому педагогам надо помнить: успех зависит от верности первых шагов, от методов работы педагога, от умения подобрать доступный, привлекательный материал индивидуально для каждого ученика, а главное — от того, сможет ли он раскрыть характер, содержание каждой испол­няемой пьесы, вызвать эмоциональный отклик на нее.

Педагогические работы последних лет, посвященные проблемам развития полифонического мышления и слуха (Л. М. Грибановой, Е.П. Рожко, Е.А. Леоновой), адресованы студентам вузов. Необходимость интенсивной работы в данном направлении со взрослыми учащимися говорит о том, что и в начальном, и в среднем звене музыкального образования эти способности учеников не получают должного развития.

Младший школьный возраст, согласно исследованиям психологов, является оптимальным периодом для формирования музыкального и, в частности, полифонического мышления ребенка. Необходимость обращения к этой задаче и, вместе с тем, ее сложность в настоящий момент порождаются противостоянием профессиональной и массовой музыки. К пяти-шестилетнему возрасту у ребенка под воздействием окружающей музыкальной среды складывается гомофонный тип мышления. Задача педагога в данной ситуации — расширить, обогатить представления начинающего пианиста о музыке, стимулировать формирование его полифонического мышления посредством специальной методики.

Изучение музыкально-педагогической литературы, наблюдения над практикой работы учителей в школе и собственный педагогический опыт убеждают в том, что многоголосие - полифоническое, гармоническое, сложное — большинством учащихся не усваивается. Восприятие школьников не подготавливается к дифференцированию многоголосной музыкальной ткани, улавливанию, переживанию, осмыслению всей совокупности выразительных средств, всей многоплановости музыкальных образов. Обычно воспринимается лишь мелодия, а все, что ей сопутствует, остается в представлении многих просто сумбурным звуковым фоном. Неспособность, вернее, неумение воспринимать многоплановость музыкальных произведений постоянно закрепляется, «консервируется»: у детей формируются ложные критерии ценностей, вырабатывается стойкое предпочтение произведений, в которых доминирует более или менее примитивная мелодия (к их числу принадлежит большая часть песен и танцев легкого жанра). Чем раньше возникают и дольше сохраняются у школьника эти отрицательные факторы, тем хуже для его музыкального развития.

Прежде всего, полифонию следует рассматривать как важнейшее качество любого многоголосия, а не только как определенный склад, как ряд канонических форм. В то же время собственно полифонические произведения должны занимать больше места в учебных программах. Наконец, необходимо «полифонизировать» весь процесс обучения: деятельность с полифоническим материалом должна быть одним из постоянных видов учебно-воспитатель­ной работы. С первого класса полифонию нужно вводить во все сферы музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, сольфеджио, хор).

Уже в младших классах учащиеся должны овладеть некоторыми знаниями о полифонии и изучить ряд конкретных полифонических произведений, запомнить их, уметь мысленно воспроизводить. Однако целью и существом проблемы является не запоминание, а развитие у детей способности слышать, переживать» представлять себе образы и структуру, содержание любых многоголосных произведений, доступных для данного возраста.

Определяющим подходом к процессу развития восприятия полифонии является деятельностный подход. «Только в деятельности (сосредоточенном слушании, пении, игре на музыкальных инструментах, сочинении, импровизации) формируются дифференцированно-целостные представления о полифоничности музыки, перцепционные и оценочные установки восприятия» [1].

Итак, формирование восприятия полифонии у учащихся нужно проводить в тесной взаимосвязи с другими звеньями музыкально-воспитательной работы, а именно, с развитием музыкального слуха, певческого голоса, с воспитанием эстетических и нравственных установок учащихся.

Обучение слушанию и слышанию доступных полифонических произведений на уроках музыки занимает ведущую роль, прежде всего потому, что именно слушание дает ученикам возможность соприкасаться с «большой» музыкой, обладающей значительным художественно-эмоциональным и воспитательным зарядом.

Для слушания музыки тематизм полифонических произведений должен быть близок мелодиям народно-песенного и танцевального характера. Критерием отбора при этом должны служить в первую очередь высокие художественные достоинства такого материала, поскольку он должен формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, обогащать духовный мир детей, влиять на развитие их художественного вкуса и нравственных качеств личности [2].

Необходимо, чтобы знакомство с полифонией в начальной стадии обучения проводилось на произведениях, где особенности склада предстают наиболее наглядно, рельефно, где голоса (темы) легко запоминаются и опознаются. Существенную роль при этом играет выразительность и доступность тематизма.

При отборе музыкального материала следует учесть, что легче всего воспринимается двухголосие, и особенно тогда, когда голоса (темы) помещены в контрастные темброво-регистровые условия, темп умерен, масштабы невелики. Этим условиям могут удовлетворить вокальные, инструментальные (камерные и симфонические) произведения. Кроме того, детскому восприятию помогает программное толкование слушаемых и изучаемых полифонических произведений, хотя, конечно, оно не является обязательным условием полноценного восприятия. Наконец, отбирая материал, нужно стремиться, чтобы он мог применяться с разными целями в различных видах музыкальной деятельности детей.

Развитие полноценного восприятия полифонии немыслимо без музыки Баха, которая сочетает в себе черты как полифонического, так и гомофонно-гармонического мышления. Опираясь на это свойство, используя особенно выразительные, доступные темы, мелодии, можно постепенно формировать у учеников младших классов умение воспринимать баховскую полифонию. Наиболее яркий тематизм и четкая логика полифонического мышления присущи фугам Баха: именно они являются отправной точкой для знакомства детей с баховской полифонией.

В своей работе Комес Л. [3] отмечает, что «процесс формирования полифонического восприятия детей и контроль над ним требуют, наряду с обычными в школьной практике методами обучения музыке, применения ряда особых приемов и приспособлений. Систематически можно вести наблюдение над поведением учеников, слушающих музыку и принимающих участие в различных видах музыкальной деятельности». Применять так называемую группу словесных методов: рассказ, разъяснение педагога, беседа, опрос учащихся, оценка ими прозвучавших произведений, а также такие известные в музыкальной педагогике формы работы, как концерт-загадка, «концерт по заявкам».

Для проверки запоминания полифонических произведений Петрошюс И. [4] использует цветные контрольные книжки. Цель их — получение быстрой информации о том, кто из присутствующих справился (не справился) с заданием. Каждый ученик получает маленькую книжку, состоящую из четырех-шести листов. Каждая правая страница пронумерована и выкрашена в определенный цвет. После прослушивания произведения (или его фрагмента) дети должны выбрать страницу с тем номером, который соответствует написанному на доске названию. Например, в концерте-загадке предлагается ученикам прослушать (названия произведений и их номера выписываются на доске): 1. Литовскую народную сутартине «Мы две сестрицы»; 2. Экспозицию Фуги до минор Баха (ХТК I); 3. Отрывок из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Сначала звучит Фуга Баха. Дети, согласно инструкции педагога, после прослушивания музыки поднимают и показывают учителю вторую страницу книжки (она голубая). Использование цветных книжек позволяет учителю быстро и фронтально фиксировать выполнение учащимися различных заданий (например, по опознанию прослушанных произведений, двух: или трехголосия, ладовых перемен и др.).

В процессе слушания полифонических произведений широко применяется одноголосное пение — с его помощью запоминается тематический материал. Обучая учеников младших классов, нужно отбирать для пения в основном примеры двухголосной полифонии.

Пение даже простейших двухголосных песен, попевок требует, конечно, определенной вокальной подготовки учащихся. Уровень вокального развития первоклассников, необходимый и достаточный для пения двухголосия, определялся следующими факторами: умением большинства петь несложные одноголосные песенки и упражнения в диапазоне с1 — а1 и исполнять ритмический рисунок знакомых песен; способностью придерживаться равномерного метроритмического движения, исполнять (хлопками, притопами) по слуху ритмические последования восьмых и четвертных длительностей; умением согласованно начинать и кончать музыкальную фразу, а также правильно держаться и пользоваться дыханием при пении.

Для достижения этого используются известные в музыкальной педагогике методы и приемы вокальной и ритмической работы. В конце третьего месяца обучения первоклассников можно приступить к двухголосному пению. Однако переход к нему осуществляется постепенно, ему предшествует подготовительная работа. Сначала вырабатывается умение слышать оба голоса в разучиваемых двухголосных попевках и песнях. Слушая, интонируя, музыкант обязан уметь следить за взаимодействием обоих голосов. В этом — основа слухового освоения взаимосвязанных голосов в полифонии. Здесь 1 + 1 не равно 2: два голоса — это дуэт, беседа на тему, которая близка обоим собеседникам, и поэтому каждый способствует (интонационно) взаимопониманию.

В первом классе песенка разучивается на протяжении двух уроков.

1) Весь класс разучивает первый голос: дети, усваивая ритмический, звуковысотный рисунок, поют на нейтральные слоги, а затем со словами.

2) Второй голос также разучивается всем классом, чтобы каждый мог услышать и усвоить не только свою партию.

3) Песня исполняется двухголосным ансамблем «класс — учитель». Когда ученики поют нижний голос, педагог играет на фортепиано, а затем поет верхний, и наоборот.

4) На следующем уроке закрепляется навык исполнения детьми поочередно обеих партий в ансамбле с педагогом.

5) Наконец, при переходе к следующему этапу (одновременное пение обеих партий учащимися) используются игровые моменты. Двенадцать учеников (без отбора), встав перед классом в два кружка и шагая в темпе и ритме песенки, поют второй, остинатный голос. А первую партию, сидя на местах, сначала тихо, а потом все громче, исполняют остальные.

Таким образом деятельность с полифоническим материалом должна быть одним из постоянных видов учебно-воспитательной работы. Слушание, пение и игра на детских музыкальных инструментах полифонизированных песен и пьес поможет развить музыкально-воспринимательные способности, повысит интерес к музыке, послужит опорой для дальнейшего освоения более сложных музыкальных произведений.

Методики формирования и воспитания полифонического мышления, осуществляемые на «живой музыке», а не в отрыве от нее, позволяют учащимся и в дальнейшем исполнять полифонические произведения осмысленно и содержательно.

Таким образом, уже с первых лет обучения к пианистам предъявляются свои специфические требования, связанные с тем, что воспитание их слуха направлено на слышание протяжённости фортепианного звука, преодоление ударности звучания, на развитие элементов полифонического слышания. Уже с первого года обучения ребёнок познаёт язык музыки – мелодию, полифонию, ритм, гармонию в их взаимодействии и как самостоятельные выразительные категории.

Категория: Музыка
04.11.2021 14:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!