СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
Детство – это ключевой период жизни любого человека, когда ребенок познает окружающий мир, он впитывает, как губка все, что происходит с ним и вокруг него – это период интенсивного формирования мозга и интеллектуальных способностей.
В этот важный период жизни проявляются черты его характера и закладываются мировоззрение и ценности, что определенно влияет на дальнейшую судьбу ребенка. Василий Александрович Сухомлинский говорит о том, что в этот период детства важно заложить в ребёнка правильные ценности и воспитать (посеять) в нём положительные качества. Самый эффективный способ воспитать своего ребенка добрым, умным и сильным это сделать так, чтобы он сам захотел стать такой личностью. И чем сильнее ваш ребенок этого захочет, тем большего добьётся в жизни.
“Добру должна учить детская книга. Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души.”
И именно сказка – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений, который захватывает все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю.
Сухомлинский писал:“Без сказки нельзя представить детства…Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка”.[4,63]
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости, о добре и зле. Воспитывайте детей правильными сказками!
В.А. Сухомлинский писал: «Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно–нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Актуальность проекта.
Мы живем в то время, когда в нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. Поэтому мы поставили перед собой цель – содействие комплексной воспитательно-образовательной работе с детьми посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию восприятия сказок, как средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
И, если люди нашего поколения, и поколения наших родителей, воспитывались на понятиях доброты, порядочности, честности, патриотизма и др., если нас окружали умные сказки, мультфильмы, художественные произведения, достойный пример окружающих людей и порицание негативных проявлений поведения (хамства, неуважительного отношения к людям, особенно преклонного возраста, непорядочности), то наши дети, воспитанные на непонятных идеалах – героях кинопроизводства, часто агрессивном отношении людей друг к другу, почти начисто лишены моральных ценностей.
Мы часто задаемся вопросом, почему понадобилось так мало времени, чтобы разрушить всё то хорошее, что было у нас в обществе и как то хорошее быстро забылось и нами и людьми старшего поколения. Ведь мы перестали показывать пример детям, что такое хорошо, а что такое плохо. И не стоит винить «современное испорченное поколение», оно наш продукт. Надо пытаться исправить ситуацию.
У нас, педагогов, есть большой запас способов воспитания дошкольников, созданных вековыми традициями и полученными в наследие от педагогов прошлого, а педагогика Василия Александровича Сухомлинского, на мой взгляд, подходит для решения данной проблемы как нельзя лучше, ведь сами принципы педагогики Василия Александровича – это любовь к детям, духовности и нравственного воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель:
Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А. Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.
Для достижения цели определили следующие задачи:
1. Побуждать у детей интерес к сказкам.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками В. Сухомлинского.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Реализация проекта осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Цель этого направления работы - реализация идеи воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста, воспитания любви к родному языку, национального самосознания, воспитания экологического сознания и любви к природе родного края. Учить детей видеть красоту человеческих отношений, развивать творческие способности и связную речь.
Особое внимание в духовном росте и развитии речи В. А. Сухомлинский предоставил произведениям-миниатюрам: сказкам, рассказам, новеллам, легендам. Его художественные произведения написаны для детей разного возраста, в том числе и дошкольного.
В своей работе с детьми мы используем художественное достояние Сухомлинского - его сказки и рассказы. Их используем как на занятии, так и в повседневной жизни, во время бесед, наблюдений, самостоятельной художественной деятельности. Литературные произведения В. А. Сухомлинского якобы опосредованно, незаметно снаружи, но активно и эффективно воспитывают у детей дошкольного возраста лучшие человеческие чувства душевности и любви ко всему прекрасному, формируют первые навыки человечности в отношениях между личностями. «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка - благородное и ничем не заменено источник воспитания любви к Родине, родному языку. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа»[2,34]
Следуя константам Сухомлинского о культе книги организовали собственную библиотеку, которая содержит книги, изготовленные собственноручно детьми и родителями. Тематика разнообразна: правила поведения, правила безопасности, сказки, стихи, загадки, а также книги с иллюстрациями детей к произведениям А. Сухомлинского.
Среди большого многообразия произведений В. А. Сухомлинского мы выбрали те, по которым можно создать театрализованные мини-представления, в которых есть два и больше героя. После прочтения текста и обсуждение его с детьми предложили им самостоятельно создать костюм героям, вместе изготовили декорации.
«На любви к детям держится мир».[1,76] Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания.
Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям »- так писал он в главной книге своей жизни« Сердце отдаю детям »[4,31]. И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.
Таким образом, педагогическая и литературная наследия В.А. Сухомлинского в условиях модернизации современного дошкольного образования актуальны и заслуживают дальнейшего изучения и внедрения в практику работы педагогов дошкольных учреждений. Моя работа позволяет подчеркнуть актуальность идей В.А. Сухомлинского в условиях модернизации дошкольного образования; оказать помощь педагогам-дошкольникам в переосмыслении сущности идей Сухомлинского.
Именно поэтому знакомство дошкольников с произведениями В. Сухомлинского, которые написаны в понятном для детей виде, позволяют
воспитателю и родителям формировать ценностные ориентиры у дошкольников, помогают входить в многообразный мир человеческих
отношений.
Ниже приводится список удивительно трогательных, добрых и поучительных произведений, которые окажут неоценимую помощь в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников[2, с.117]:
«Какой след должен оставить каждый человек на земле», «Все добрые люди –
одна семья», «бабушка отдыхает», «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «Здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка», «Стеклянный человечек», «Не забывайте про родник», «Заболел врач», «Брат и сестра», «Трудно быть человеком», «Неблагодарность», «Жадный мальчик», «Котлета как камень», «Металлический рубль», «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду», «Кому идти за дровами», «Каждый человек должен», «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде», «Лесной домик», «Это Родина», «Могилы героев», «Земляника для Наташи», «Жестокость», «Две матери», «Стакан воды», «Самое важное – заставить себя чувствовать», «Посмеялись над бабушкой», «Капля воды», «Протоптали дорожку», «Несмелый мальчик», «»Раскаяние», «Мой жаворонок в окошко улетел», «Седой волосок», «Огонек в окне», «Жизнь», «Недописанное письмо», «Каменное сердце».
© 2024, Терещенко Оксана Александровна 314